– Дата –

«Крещение Руси – Свет России!»

28 июля верующие отмечают 1035-летие со дня крещения Руси. В православном календаре эта дата считается Днём памяти равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко – крестителя Руси. С 1 июня 2010 года праздник обрёл статус государственного и отмечается по всей стране. О важном выборе князя Владимира, определившем судьбу Руси – России, и о православной вере в жизни русского народа в нашем материале.

988 год – эту дату все знают со школьной скамьи. Она говорит о многом: на Руси закончило своё существование языческое многобожие, проникнутое мистическими обрядами и жертвоприношениями, и стартовала новая эпоха в истории духовного развития страны. И хотя принятие православной веры на землях Киевского княжества проходило в несколько этапов, а где-то и вовсе растянулось чуть ли не на два века, именно 988 год считают началом новой эпохи древнерусского государства.

Момент принятия славянским народом крещения был зафиксирован в известной летописи, дошедшей до наших дней: «Повести временных лет». Согласно древнему историческому источнику, Таинство происходило в водах реки Днепр. Многие задаются вопросом: почему князь Владимир остановил свой выбор именно на православном христианстве?

Киевский князь, равноапостольный святой Владимир, – фигура в истории колоритная. Родился он около 962 года и был сыном киевского князя Святослава Игоревича и внуком знаменитой княгини, святой равноапостольной княгини Ольги. Историки утверждают, что князь киевский отличался неуёмной любовью к блуду. Кроме того, Владимир поклонялся языческим богам. По приказу князя в самом начале его правления в Киеве соорудили капище, в котором располагались статуи шести главных богов, почитаемых у будущих христиан, включая Велеса, Мокошь и Перуна.

Князь по натуре был завоевателем. Основное управление им страною сводилось к укреплению и расширению границ. Владимир мог бы за свои неблаговидные поступки и пристрастия снискать титул Кровожадного или Жестокосердного, если бы православие так вовремя не появилось в жизни славянского народа. Новая религия в корне изменила порочную душу, как будто человек заново родился.

Началом чудесной перемены стал трагический эпизод смерти первых славянских мучеников за Христа. Языческий обычай требовал от правителя кровавой жертвы славянскому божеству Перуну после победоносного похода на ятвягов. Был брошен жребий, павший на мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына, объявив о своём христианстве. Разъяренная толпа зверски убила отца и сына, ставших первыми мучениками Руси. Погибая, мученик Феодор сказал: «У вас не боги, а дерева, нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, который сотворил небо и землю, звёзды и луну, и солнце, и человека».

Кровавая жертва произвела глубокое впечатление на князя, став одной из причин поиска новой веры. Как мудрый политик князь понимал, что дикость язычества отжила свой век. В интересах Отечества и государства требовалось принять одну веру, такую, которая объединит разрозненные племена в один народ, и это поможет вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников. Умный князь понимал это, но как, ещё пребывая язычником, было разобраться, какая вера истинная?

Слух о том, что князь недоволен языческой верой и думает о её перемене, быстро распространился. Как повествуют летописи, в 986 году к Владимиру в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи – иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии, который рассказал Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе), в соборе Святой Софии.

По возвращении в Киев послы рассказали князю Владимиру: «Во время службы мы не понимали, где мы находимся: там ли, на небе, или здесь, на земле. Мы не в силах даже рассказать о святости и торжественности обрядов греческого богослужения; но мы вполне уверены, что в греческих храмах присутствует Сам Бог вместе с молящимися и что греческое богослужение лучше, чем все остальные. Нам никогда не забыть этого святого торжества, и мы уже не можем более служить нашим богам». На это бояре заметили: «Если бы закон греческий не был лучше всех, то бабка твоя, княгиня Ольга, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его». «Где же нам принять Крещение?» – спросил князь. «А это где ты пожелаешь, там и примем», – ответили ему.

Многие летописцы относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, – требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой, Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия – в честь своего восприемника императора Василия II.

Как бы то ни было, но в 988 году Владимир принимает крещение. Произошло это в захваченной им византийской Корсуни (это Херсонес, что под Севастополем). Там же он уже по христианскому обряду женится на сестре византийских императоров Анне. Вернувшись в Киев, князь приказывает разгромить все языческие капища и начинает обращать в христианство сначала своих детей и приближённых, а потом и остальных киевлян.

Массовое крещение жителей города произошло при впадении реки Почайны в Днепр, согласно летописи, «сошлось там людей без числа». Князь объявил: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом». Однако летописец отмечает, что простой народ с радостью принимает княжескую волю: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Дольше всех славянских племён оставалось в язычестве племя вятичей. Принятие новой, единой, веры стало серьёезным толчком к объединению русских земель. Крещение Руси обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей своё место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой.

В возрасте около 60 лет, что по меркам тех времён считалось глубокой старостью, святой князь Владимир мирно отошёл ко Господу. Его священные останки были возложены в усыпальнице Десятинной Церкви, построенной в честь Успения Пресвятой Богородицы на Киевском холме – месте убийства первых мучеников Феодора и его сына Иоанна. Здесь установлена плита из тёмно-серого мрамора с белым крестом, а рядом находится аналой с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонесский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Эта ценнейшая реликвия была передана в собор из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в 1859 году.

Наставление в праздник Крещения Руси

О том, что мы празднуем, что вспоминаем, в чём урок современникам, какая польза нам здесь и сейчас, рассказывает протоиерей Валерий, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Смидовича.

Постараюсь очень кратко, тезисно, изложить только суть вопроса, который оброс различными мифами и заблуждениями. (Если что непонятно, приходите в храм для личного общения).

– Под Крещением Руси Церковь подразумевает не какой-то одномоментный насильственный акт погружения в воды реки Днепра жителей города Киева, а продолжительный процесс воцерковления народа и христианизации государственной власти, который продолжается по настоящее время.

– Церковное предание говорит о том, что Евангельская проповедь началась на просторах Северного Причерноморья в первом веке ещё апостолом Андреем Первозванным и продолжалась непрерывно до означенной выше даты. По летописным источникам Византийской империи христианизация населения будущего раннерусского государства была не первая. Славянские племена (и не только) были знакомы с христианством очень хорошо, многие из них были уже христианами не в первом поколении.

– Таинство крещения может совершаться только добровольно, осознанно и обязательно после огласительных бесед, крещаемый должен быть уже верующим человеком. Крещение проведено не силой, а личным примером и уговором.

– Мы не знаем, где и когда крестился князь Владимир, но абсолютно точно можно утверждать: это был продуманный, осознанный шаг зрелого государственного мужа и многоопытного воина. Кстати, он свою бабушку, княгиню Ольгу, и её христианскую жизнь знал хорошо. Хотелось бы, чтобы у каждого нашего «князя» была такая же чудесная бабушка, пусть не сановитая и державная, но с крепкой верой и любовью, ибо только вера правая, соединённая с любовью, приносит благие плоды.

– Точно известно, что князь Владимир вначале своего правления пытался провести религиозную реформу языческих культов, объединив их в единый пантеон. Язычники – современники князя – относились к разным языческим культам, где практиковались многоженство, человеческие жертвоприношения, убийства стариков и немощных, в правах главы семейства было определять в течение первого года жизни жить младенцу или нет. Кроме того, представители различных языческих культов враждовали между собой и убивали друг друга.

– первые прославленные мученики, убитые жители Киева христиане Федор и сын его Иоанн, которых должны были принести в жертву богам. Кровавая жертва произвела глубокое впечатление на князя, став одной из причин поиска новой веры.

– Следующим этапом было крещение семьи, ближайшего окружения и дружины князя, и это происходило публично после обсуждения и совета как устраивать (на каких принципах) общественную и государственную жизнь.

– Никаких гонений и преследований язычников в домонгольской Руси не было, и быть не могло. Для государственной власти главное от подданных – чтобы они платили налоги (дань) и не было бунтов.

– Характерно, что какое-то время Владимир Святославич с пылом неофита отвергал саму возможность казнить преступников, пытаясь вразумлять их лишь с помощью «вир» (штрафов). Летописец специально остановился на этом деле – ради урока будущим поколениям: «Умножились зело разбои». И сказали епископы Володимеру: «Вот умножилось число разбойников, отчего не казнишь их?» Тот отвечал: «Боюсь греха». Они же сказали: «Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милование. Следует тебе казнить разбойников, но прежде расследованию предав их дела»… «Володимер же отверг виры и начал казнити».

– Сколько времени прошло после крещения князя Владимира и его окружения до начала публичного, массового крещения киевлян, нам не известно, но оно произошло, и это заранее подготовленное и организованное церковное таинство, требующее значительного материального церковного ресурса. Кто присутствовал на таинстве крещения, понимает, о чём я говорю. Со временем утвердилось мнение, что это произошло в 988 году от Рождества Христова, хотя летоисчисление тогда было совсем в других временных координатах. Кроме того, мы до сих пор достоверно не знаем дату рождения Иисуса Христа.

– Исторические источники дают противоречивые указания на точное время принятия новой религии. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской церкви (некоторые исследователи полагают, что «крещение» состоялось позже: в 990 или 991 году).

– Повесть временных лет под 6496 годом от сотворения мира (примерно 988 год) имеет следующий текст (молитва князя Владимира): «Благословен Господь Иисус Христос, который возлюбил новых людей – Русскую землю и просветил её крещением святым».

– В лице святого князя Владимира, просветителя Руси, мы видим замечательный пример того, как правитель, познав истину, не стесняется всенародно свидетельствовать о ней, хотя это и неудобно – потому что противоречит прежним его взглядам, и обременительно – потому что придётся менять жизнь в соответствии с убеждениями, и неполиткорректно – потому что большинство вокруг придерживается иных религиозных воззрений.

– Святому равноапостольному князю Владимиру мы обязаны духовным рождением нашего народа. Не по плоти, а по духу – Бог через него призвал народ наш из тьмы к свету, ко Христу.

– К моменту зарождения и формирования государственности восточных славян Киевской Руси в Византийской империи уже было сформировано учение о симфонии властей. Владимир «Красное Солнышко» знал и, как показывает исторический опыт последующего успешного правления огромным государством, использовал в своей государственной практике эти правила взаимоотношений государственной и церковной власти.

– Видимым признаком наличия этих правил, гарантирующих благополучие державы, является герб Российской Федерации – Двуглавый Орёл.

Чем можем почтить память памяти Святого Равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия все мы – те, кто благодарен ему за сделанный однажды выбор, те, к чьей судьбе таким образом они причастны, для кого он тоже, как и для всей тогдашней Руси – Креститель. Более всего в его собственной жизни поражает стремительность тех изменений, которые произошли в нём самом. Превращение из варвара-язычника и жестокого воина-убийцы, из владельца целого «гарема» в того, кого народ с любовью именовал «Красным солнышком». Чудо подобного превращения, происходящее в нас, в нашей душе, в нашей жизни – лучшая дань памяти святому правителю древней Руси… И нам всем надо понять, что Владимир лишь положил начало всенародным трудам, которые следует продолжать и углублять.

Православная церковь вместе с Русью, русским народом переживала не раз лихие времена. Вот и сейчас сложно. Так что не будем отчаиваться, видя, что творится вокруг и внутри нас, но станем трудиться по мере сил, прежде всего над своей душой.., помогая ближним.., всё упование возлагая на Господа.

Пока не будет настоящей веры у людей, веры преобразующей, прежде всего, собственную жизнь, говорить о Святой Руси невозможно. Мы имеем сейчас нездоровое общество, где процветают тяжелейшие болезни: поклонение деньгам, жажда власти, потребительское отношение ко всему, в том числе к людям, деградация нравственности и морали, потеря традиций, забвение истории, мышление в соответствии с информационными поводами в СМИ и многое другое.

Сегодня перед Церковью стоит, по сути, та же задача, что стояла перед князем Владимиром, – евангелизация нашего народа, который только внешне является христианским, а на самом деле пребывает ещё во тьме язычества. Миссия князя Владимира должна быть сейчас осознана как наиболее актуальная для всего нашего общества.

Молитвами святого равноапостольного великого князя Владимира да хранит Господь землю Русскую, да сохраняет в единстве весь наш исторический народ, ныне живущий в разных государствах, но вышедший из одной киевской купели Крещения. Дай Бог, чтобы наше духовное общенациональное единство помогало преодолевать все соблазны и разрушительное тяготение к поклонению новым идолам, сохранять истинную веру и благочестие в нашем народе. Аминь.