В детстве Надежда Калюка, как и абсолютное большинство её сверстников, любила разные игры и затеи, на которые неистощима ребячья фантазия. Нередко её комната превращалась в школьный класс, а она – в строгую учительницу, которая вела занятия. С возрастом детские игры закончились, но тяга к профессии осталась.
Немалую роль в том сыграла Валентина Черепанова, педагог Николаевской школы № 2 и её учитель истории. На уроках Валентины Владимировны было всегда интересно. Она давала по теме много дополнительного материала, проводила параллель между событиями прошлого и настоящего, протягивая «нить времён» из глубины веков. Рассказывала так, что «мурашки бегали» по коже. Дети под её руководством вели серьёзную поисковую работу. Всё это оказывало влияние на выбор многих и, окончив школу, Надежда поступила в Биробиджанский педагогический институт, на факультет истории и культурологии.
Известно, что студенческие годы в жизни любого человека, пожалуй, самые яркие, насыщенные и незабываемые. Новые обстоятельства жизни, знакомства, встречи… Но вместе с тем немало было памятных событий, связанных с учебной деятельностью. Студенты во время практики уезжали в с. Головино на раскопки, занимаясь поисками артефактов, которые таит дальневосточная земля. Находили разные предметы жизнедеятельности человека, доказывающие существование древней цивилизации. И это расширяло горизонты будущего историка, которому на роду написано быть любознательным.
«А поезд времени стучал колёсами, сменялись дни за днями». И как-то незаметно подошло к концу обучение. Надежду, получившую диплом, как и прочих её однокурсников, ждала заполненная заботами самостоятельная жизнь. Довелось недолго поработать в Подмосковье с социально-неблагополучными детьми, приобретая ценный опыт. Именно там она утвердилась во мнении, что у ребёнка должна быть полноценная семья, о чём она потом будет говорить со своими воспитанниками.
После возвращения домой, в Николаевку, в 2006 году, Надежда Дмитриевна устроилась на работу в школу № 7, где и по сей день преподаёт историю и обществознание. Есть ошибочно распространённое мнение, что в школе главные предметы – математика и русский язык… А остальные и после больших пропусков можно выучить, навёрстывая упущенное. Туда же относят и «простую науку – историю». Но можно ли научить патриотизму или любви к своей земле? «Зачем смеяться, конечно, нет!» – скажут «оппоненты» из народа – эти качества нужно прививать, формировать, воспитывать. И это сегодня актуально как никогда.
Надежда Калюка замечает, что патриотизм сегодня «тускнеет», угасает, по сравнению с прошлым, когда существовала идеология, активно действовала мощная детская организация, со своими символами, правилами и порядками. Такое положение вещей тревожит педагога. Свою задачу она видит в том, чтобы воспитывать в своих учениках гражданские чувства, необходимые для высокоразвитой личности, не забывая о «золотых» правилах морали. При этом она строит уроки так, чтобы у детей не ослабевал интерес к предмету – идёт ли разговор о древнем мире или о современных событиях. В любом материале найдутся воспитательные моменты, на которых делается акцент. Взять хотя бы тему, посвящённую системе образования в России с обширной информацией и взглядом в прошлые века. Школьники пропустили через себя всё, что услышали и составили собственное «резюме», причём даже розги «оправдали», критически оценивая собственное поведение.
Помогают педагогу «подогревать интерес» к предмету дополнительные занятия, на которых детское воображение волнуют многочисленные загадки истории, таинственные египетские миражи, возникающие перед глазами утомлённых путников. И, загоревшись идеей, они уже самостоятельно хотят докопаться до сути, найти разгадку, обращаясь к разным источникам.
«Приятно, когда дети так реагируют и когда после занятий говорят: «Спасибо!» – замечает Надежда Дмитриевна. Значит, «багаж знаний», взятый с собой на урок, она благополучно передала ученикам. Такие дни она считает удачными. А урок образно сравнивает с деревцем, на котором набухают почки, впитывая животворящие соки природы, как и сознание, душа ребёнка, похожие на эту почку, куда нужно что-то вложить, чтобы они отозвались, раскрывшись «пышным цветком».
Но… не ждите сиюминутных результатов «здесь и сейчас», как поясняют опытные педагоги, потому что полученные знания работают на будущее. И с этим Надежда Дмитриевна полностью согласна. «Торопливые» папы и мамы такие рассуждения в расчёт не берут. Для них важно видеть своего ребёнка успешным учеником, в дневнике которого стоят только отличные отметки. Но каким человеком он вырастет при этом? Вот о чём надо задумываться, считает учитель, проговаривая с родителями важные воспитательные моменты.
И снова в разговоре возникает тема семьи, от которой никуда не уйти. Хочется, чтобы у воспитанников сложилось правильное отношение к семейным ценностям, поскольку человек не может жить один, как бы ни ссылались дети на классическую историю Робинзона Крузо. Вот тут им и требуется разъяснить, «разжевать» то, чего они ещё не понимают. Выжить на необитаемом острове помогают умения и навыки, полученные в семье, которая является точкой опоры, поддерживающей даже в «тупиковой» ситуации, о чём Надежда Дмитриевна может сказать, исходя уже из собственного опыта.
Так что в обилии разной информации, которую школьник впитывает как губка, помочь разобраться должен взрослый, педагог. В его «арсенале» порой появляются какие-то возможности, на первый взгляд, не связанные с воспитательными задачами и учебным материалом. Развивается в школе туристическое направление. «Но какое отношение оно имеет к истории?» – пожмёт плечами иной непосвящённый. А такая связь проста и объяснима.
Дети под руководством группы учителей-энтузиастов этого дела, включая Надежду Дмитриевну, побывали в нескольких городах Европы, столице нашей Родины Москве, «колыбели революции» Санкт-Петербурге, где происходили судьбоносные события, знакомые по учебникам истории. Как вы думаете, обогатились ли они впечатлениями, добавив к своим знаниям собственное осмысление? Несомненно! Надежда Дмитриевна припоминает поездку по Золотому кольцу России, посещение Эрмитажа в Санкт-Петербурге с выставленными там художественными полотнами мирового значения. От всего этого веет историей.
Прикоснуться к ней, перелистывая героические страницы прошлого, дети смогли благодаря таким путешествиям. Им надолго запомнится музей на Поклонной горе в Москве (прим. ред.: в этом музее теперь хранится и Третья Книга Памяти Смидовичского района) с экспозицией, посвящённой Великой Отечественной войне, где взволновал до слёз один из экспонатов – уцелевшие при взрыве детские ботинки. В зале боевой славы прошла инсталляция, а над куполом, на своеобразном громадном экране, ожили эпизоды кровопролитных боёв, изнурительной и трагичной блокады Ленинграда, пробивающие душу до дрожи. После всего увиденного даже словоохотливые шутники и озорники выходили безмолвно, в глубокой задумчивости, осознавая, какими колоссальными потерями был завоёван мир… Вот вам и урок истории, а не просто поездка для расширения кругозора…
Кстати, когда гид задавал исторические вопросы и её ученики отвечали правильно, сердце педагога наполнялось гордостью. Такие моменты очень радуют, так же, как и победы детей в разных олимпиадах и конкурсах, за которые они получают награды. А её собственные – награды главы Смидовичского района.
В муниципальном этапе конкурса «Учитель года–2018» она заняла третье место. Участие в нём далось огромными моральными и физическими затратами. Несмотря на это, Надежда Дмитриевна подчёркивает пользу подобных дел, поскольку они позволяют расти в профессиональном смысле, приобретая опыт, которого «ещё не так много», как замечает педагог. Однако его хватает, чтобы уметь разобраться в причине невыученных уроков и, заглянув в глаза ребёнка, понять, готов ли он к работе. А может ему мешает не собственная лень, а какие-то веские уважительные причины?
«Любимчиков» у Надежды Дмитриевны нет, для неё все дети абсолютно одинаковы. Для всех надо «выкладываться» полностью, чтобы достичь желаемых результатов. И в вечном калейдоскопе педагогических забот нередко забывается, что в сутках
24 часа. Кто знаком с учительским трудом, тот знает, как он нелёгок. А его составляющие – бесконечны…