<strong>Наш народный педагог</strong>

«Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само отыщет вас…»

К.Д. Ушинский.

«В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, посвящён в нашей стране педагогам и наставникам и объявлен Годом педагога в России. Сегодня, 3 марта, мы отмечаем юбилей прославленного педагога-демократа, писателя, основоположника научной педагогики в России.

Юный Ушинский когда-то записал в дневнике: «Сделать как можно больше пользы Отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все мои способности». Его называли учителем всех российских учителей, ведь именно с него и началась в нашей стране педагогика как наука.

Константина Ушинского любили учителя, дети и их родители – это был единственный преподаватель в дореволюционной России, сумевший завоевать такой авторитет. Он полностью изменил отечественную педагогическую практику, основал новую науку, ранее неизвестную в России. Народные школы, только начинающиеся зарождаться в те годы, пользовались его учебниками, простыми и доступными до гениальности. Учителя работали по созданным им руководствам. На протяжении пяти десятков лет, вплоть до Октябрьской революции, несколько поколений детей выросло на книгах Ушинского. Великий педагог считал, что каждая школа и каждый учитель выполняют одну из двух функций – либо готовит счастье своей родине, либо несчастье.

Детство и юность

Родился Константин Ушинский 19 февраля (3 марта) 1823 года в старинном русском городе Туле в семье офицера Дмитрия Григорьевича Ушинского, участника Отечественной войны 1812 года. После того, как отец получил назначение на судейскую должность, семья переехала в Новгород-Северский, где и прошли детские и юношеские годы будущего педагога.

Мама К.Д. Ушинского – Любовь Степановна Ушинская (в девичестве Капнист) – сама руководила первоначальным обучением сына, успела дать ребёнку хорошее домашнее образование и привить любовь к наукам. Благодаря её трудам, мальчика сразу зачислили в третий класс гимназии. О ней Константин Дмитриевич сохранил на всю жизнь трогательно-нежные воспоминания: «Мать моя умерла, когда мне не было ещё двенадцати лет, а отец после смерти матери почти не жил дома, так что жил я один с меньшим братом моим в том же хуторке, куда никто не заглядывал». Эту любовь и светлую память о матери Ушинский пронёс через всю жизнь.

В 1840 году, после окончания гимназии, он поступил на юридический факультет Московского университета, где трудились блестящие преподаватели своего времени. Ушинский говорил, что они были настоящими педагогами, увлечёнными своим делом, и самое важное – беззаветно любили детей. Четыре года спустя Константин Ушинский стал кандидатом юриспруденции, однако решил остаться в университете для подготовки к профессорскому званию. Помимо юриспруденции и философии, юноша интересовался театром и литературой, его искренне волновали проблемы народного образования. В тот период он всерьёз задумывался над вопросами просвещения простого народа, в большинстве своём не владеющем грамотой.

Ушинский успешно сдал экзамен в магистратуре, получил степень кандидата юридических наук и в 1846 году уехал в Ярославль и устроился на работу в Демидовский юридический лицей. Константин пропагандировал прогрессивные взгляды, старался держаться со своими учениками на равных, избегал формальностей во время занятий, и это сильно не нравилось его руководству.

Начальство настороженно относилось к передовым настроениям молодого педагога, поэтому за ним негласно надзирали. Ушинский долго боролся с таким отношением к себе, но он понял, что все попытки что-либо изменить будут тщетными, и уволился с работы. Чтобы заработать на жизнь, молодой человек начал заниматься переводами иностранных статей для журналов. Потом он переехал в Петербург, нашёл себе место в Министерстве внутренних дел, занял должность простого чиновника.

Педагогика

В 1854-м Константин Ушинский устроился на работу в Гатчинский сиротский приют, закрытое среднее специальное учреждение, который опекала сама императрица. Здесь учились будущие чиновники министерств и департаментов. Институт был известен своими строгими порядками, малейшие оплошности безжалостно наказывались, кроме того, учеников вынуждали доносить друг на друга, а это порождало вражду между ними.

Вначале Ушинского приняли на должность преподавателя русской словесности и права, но через шесть месяцев он перешёл в инспектора. За всё время, что Константин трудился в этом институте, он смог полностью изменить саму суть воспитательного процесса. Больше не было ни воровства, ни доносов, ни сухого канцеляризма. Ушинский обнаружил архивы, оставленные его предшественником. Это была целая библиотека работ по педагогике, после знакомства с которыми он как будто оказался в новом мире. Материалы настолько его вдохновили, что Константин написал статью под названием «О пользе педагогической литературы», ставшую знаковой в его биографии. После публикации этой статьи к молодому педагогу пришла популярность. Теперь он активно сотрудничал со столичными журналами – «Современником», «Журналом для воспитания», «Библиотекой для чтения». Потом полтора года Ушинский занимал пост редактора «Журнала Министерства народного просвещения». За это время под его руководством издание стало популярным сборником передовых публикаций.

Следующий этап педагогической деятельности Ушинского – Смольный институт благородных девиц, куда в 1859 году он был приглашён на должность инспектора классов. Именно там начинают воплощаться в жизнь самые смелые его идеи. Константин никак не мог смириться с тем, что девушек делили на мещан и благородных. Он работал над тем, чтобы ко всем было одинаковое отношение. Педагог ратовал за то, чтобы девиц учили на русском языке, а ещё настаивал, чтобы после выпуска они могли рассчитывать на присвоение им квалификации воспитательниц.

Кроме этого, он регулярно проводил заседания, на которых присутствовал весь педагогический коллектив. На таких собраниях обсуждали насущные проблемы, передовые идеи в образовательной сфере. Эти вечера любили все, потому что они походили не на сухие заседания, а, скорее, на встречу друзей и единомышленников. Педагоги обсуждали реформы, литературу, театральные премьеры. Константина Дмитриевича любили ученики и коллеги, и только начальство видело в нём вольнодумца. Чтобы как-то отстранить неудобного во всех смыслах педагога, было принято решение отправить его за границу, в командировку, продолжительностью пять лет.

Ушинский переехал в Европу, начал изучать передовой опыт в воспитательной и образовательной работе, побывал в германских, французских и швейцарских учебных заведениях. Много времени он уделял литературной деятельности, начатой ещё в годы работы в Гатчине.

Первые учебники для детей Константин Ушинский написал в 1864 году. Они получили название «Родное слово» и «Детский мир». В первой книге имелись и методические материалы по предмету «словесность», специально для учителей и родителей. Эти книги стали настоящей сокровищницей литературы в области педагогики, их переиздавали сотни раз.

Среди произведений Ушинского была и художественная проза, представленная детскими рассказами и сказками – «Четыре желания», «Слепая лошадь», «Проказы старухи-зимы». Эти книги пополнили классику русской литературы.

Итогом всей педагогической деятельности Ушинского стал труд «Человек как предмет воспитания», над которым он работал по возвращении в Россию. К сожалению, он так и не смог завершить работу над книгой. При жизни Константина Дмитриевича издали два тома антропологических исследований, отрывки из которых часто встречаются в виде цитат в научных работах современных авторов.

Личная жизнь

Константин Ушинский обрёл счастье, не только занимаясь любимым делом, но и в личной жизни. В 1851 году он женился на своей подруге детства Надежде Дорошенко. В 1852 году супруга подарила педагогу сына Павла, потом семья пополнилась дочерями Верой и Надеждой, сыновьями Константином и Владимиром. До наших дней дошло фото, где вся семья писателя запечатлена вместе. В 1867 году у Ушинского появился шестой ребёнок – дочь Ольга, которая впоследствии стала художником. По мере того, как Константин Ушинский менял место своей службы, семья следовала за ним. Однако как бы там ни было, Ушинские имели свой тихий уголок, пристанище, куда они всегда могли вернуться. Константин приобрёл дом на хуторе Богданка недалеко от Чернигова.

Интересно то, что все дочери Ушинского продолжили его дело. Они организовывали народные школы и училища, при этом зачастую тратили не только время, но и личные средства.

Последние годы жизни

К.Д. Ушинский особенно активизировался в последние годы своей жизни. Он вёл научную и гражданскую деятельность, посещал профессиональные съезды, печатал свои статьи, продолжал формировать стройную педагогическую систему. Его уважали как мастера своего дела. В 1870-м в семью пришла беда. На охоте погиб старший сын, семнадцатилетний Павел. Это стало большим ударом, и Ушинский решил, что им нужно уехать. Он купил дом в Киеве и перевёз туда всю семью. После этого забрал всех сыновей и поехал с ними в Крым с надеждой подлечиться. Но внезапно в дороге педагог простыл. Болезнь вызвала осложнения, и 22 декабря 1870 года Ушинский скончался на сорок седьмом году жизни. Это печальное событие случилось в Одессе. Местом вечного упокоения его стал Киево-Выдубицкий монастырь.

Константин Ушинский – первый русский учёный в области теории обучения, теории воспитания, чьи идеи актуальны и по сей день. На их базе в Советском Союзе создавались национальные школы. «Нельзя навязать ученику любовь к какому-то предмету, но можно взрастить в нём интерес к нему», – говорил он. До сегодняшнего дня отрывки из его работ приводятся в качестве цитат в научных исследованиях. Память о великом педагоге живёт в нескольких десятках учебных заведений его имени, улицах российских городов и библиотеках.