Конкурсант

В начале нынешнего года в г. Волгограде прошёл Всероссийский конкурс «Учитель года России–2020». Среди его участников был и наш земляк, преподаватель начальных классов первой квалификационной категории, двадцатишестилетний Дмитрий Гуров из школы-сада с. им. Тельмана. Он поделился своими впечатлениями о конкурсных днях

– Дмитрий Александрович, что предшествовало Вашему участию в конкурсе?

– Всё началось задолго до этого события. В 2019 году в результате участия в муниципальном этапе конкурса «Учитель года» я занял первое место. Потом, в областном этапе, который проходил в г. Биробиджан, стал вторым. А в конце 2020 года в комитете образования ЕАО предложили выйти уже на всероссийский уровень.

– Что Вы испытали при этом?

– Конечно, было волнение. Конкурс масштабный, очень престижный, требующий хорошей подготовки. Представлять нашу область в нём – это громадная ответственность. А времени оставалось мало. Вдобавок, у меня небольшой стаж работы, всего три года… Но хотелось попробовать свои силы, проверить возможности, понять: что могу?

– Кто помогал в подготовке?

– Каждому участнику полагалось методическое сопровождение. Его осуществляла Оксана Рычкова, учитель русского языка и литературы Смидовичской школы № 3. В нашей маленькой команде шла напряжённая работа по систематизации учебного материала, определялись приёмы и методы ведения урока. Я отправлял ей по «электронке» наработки, она их просматривала, в случае необходимости что-то поправляла, советовала. И в конкурсные дни поддерживала морально, что было для меня, как и любого другого, очень важно. Конкурсанты работали только с присутствием жюри, без зрителей, которые следили за происходящим по трансляции. И, конечно, Оксана Николаевна волновалась за меня во время этого просмотра.

– Что довелось представлять в Волгограде в качестве конкурсных испытаний?

– Таких испытаний было два – «Методическая мастерская» и «Урок». В первом я рассказал о своём опыте использования рабочего листа для организации познавательной деятельности на уроке, универсальном способе, который помогает делать процесс обучения более эффективным. Во втором давал урок по предмету «Окружающий мир» по теме «Огонь, вода и газ». Она была определена в соответствии с календарно-тематическим планом и рабочей программой по предмету в 3 классе школы № 55 г. Волгограда, на базе которой и проходили конкурсные испытания. Урок из раздела «Безопасность» позволил дать детям представление об экстремальных ситуациях, которые могут возникнуть при несоблюдении определённых правил. Используя игровой момент, предложил ученикам стать кадетами школы МЧС, чтобы «погрузить» их в возможную ситуацию. Они даже надели кадетские береты, которые я привёз с собой…

– Что особенно порадовало в этой работе?

– Глаза замечательных ребят, полные восторга, который передался и мне. Взаимопонимание с детьми и отдача были полными. После урока члены жюри спросили у школьников их мнение. И они хором выразили свою радость и тут же поинтересовались: «А мы ещё увидим Дмитрия Александровича?» Для меня их слова стали высшей оценкой и наградой. Членам жюри урок понравился, своей нестандартностью, необычностью. Они, как и коллеги из других регионов страны отметили, что в моей работе всё было сделано грамотно и на должном уровне, что свидетельствует о профессиональной компетенции.

– Вам пришлось в своей группе выступать первым. Трудно было начинать?

– Поначалу волновался немного. Но здесь оказались свои преимущества. Выступив на конкурсе первым, я оказался свободен. И мог беспрепятственно наблюдать за работой своих коллег, анализировать её, брать что-то на вооружение, словом, обогащаться опытом. А при другой очерёдности, допустим, восьмой, такой возможности не появилось бы, мысли заполняли заботы о собственных испытаниях. Так что повезло принять участие во всех остальных конкурсных днях (всего их было 12), хотя и в качестве зрителя.

– Были ли какие-то неожиданности?

– Были! Удивило то, насколько многогранным оказался конкурс. В нём собрались педагоги разного возраста и опыта. Были и совсем молодые, 25-летние, и возрастные, 60-ти лет, имеющие солидный стаж. Многим из них уже приходилось быть участникам. По конкурсному регламенту были представлены все 85 регионов страны. Участников разделили поровну на группы, в каждой из которых находились предметное жюри, психологи, педагоги. Мы не чувствовали никакой конкуренции, соперничества, принимая дружеское участие, совершенно искренне поддерживали своих коллег-конкурсантов, по сути, став одной большой семьёй. И это заметили даже члены жюри, выразив удивление. Они сказали, что нынешний конкурс этим сильно отличается от предыдущих. А мне ещё оказывали поддержку не только близкие и родные люди, но и знакомые, педагоги моей школы, члены комитета образования области….

– Что дал Вам конкурс?

– Я постарался сделать всё, что было в моих силах и горжусь своим участием в конкурсе. Он стал для меня своего рода глотком свежей энергии и возможностью познакомиться с новым подходом к учебно-воспитательному процессу, обобщить опыт, добавляя, что-то своё, тем более что сейчас много новых технологий. На многое поменял свой взгляд и получил стимул для дальнейшего совершенствования, которое, как известно, не имеет границ…

– Какие впечатления оставило пребывание в легендарном Городе-Герое Волгограде?

– Впечатления остались незабываемые. Я до сих пор рассказываю об этом. Особенно своим ученикам, которым привёз оттуда маленькие сувениры. Пребывание вызвало самые разнообразные чувства и эмоции. Закрытие конкурса совпало с очередной годовщиной Сталинградской битвы. Этому событию посвящалась большая программа, в том числе экскурсия по городу, посещение театра и других мероприятий. Мы побывали на Мамаевом кургане, который потряс до мурашек на коже. Одно дело – читать о нём и смотреть по телевизору и совсем другое – ступать ногами по земле, обагрённой кровью защитников… По-иному переживаешь героические события нашей истории. Хочется отметить также чёткую организацию конкурсных дней, где всё было продумано до мелочей.

– Не хотелось бы снова принять участие во Всероссийском конкурсе?

– Не исключаю такую возможность. Сегодня в моём активе имеется обнадёживающий результат, который можно улучшить. Может быть, лет через пять или больше я буду готов к этому…