По общему признанию, в учреждениях культуры сегодня трудятся одни женщины. И музыкальный работник Эдуард Гончаренко (на снимке) из п. Приамурского является в том плане редким исключением, что примечательно уже само по себе.

С чего началась его тяга к творчеству? Может быть, со старого баяна, который привёз из Варшавы после Великой отечественной войны дедушка, заменивший ему отца? Он всю жизнь мечтал, что кто-то в семье будет играть на этом инструменте. Однако до Эдуарда к нему никто не прикасался. Лет в шесть любопытный ребёнок извлёк его из дальнего угла и самостоятельно, по наитию, сыграл подобранную мелодию. О чём потом не раз пожалел. А тогда боялся, что будут ругать. Но дед, наоборот, очень обрадовался и решил записать внука в музыкальную школу п. Смидовича, где проживала семья. И хотя учение в школе давалось легко, ходил он туда очень неохотно и много пропускал. Известный по старому фильму сюжет, когда запылённая ребятня гоняет во дворе мяч, а чистенький мальчик в своей комнате печально «терзает» скрипку – это о нём. «Прохладное» отношение к занятиям продолжалось до тех пор, пока преподаватель Игорь Александрович Орехов не заинтересовал эстрадой.Вот тогда Эдуард оказался в своей стихии, участвуя в первых незабываемых концертах с ансамблем, играя на танцах на бас-гитаре.
Нередко бывало, что его, пятнадцатилетнего мальчишку, взрослые прятали от дежурных ДНД (добровольная народная дружина) за сценой. Там юный музыкант и продолжал играть, скрываясь от посторонних глаз. Впрочем, это обстоятельство нисколько не портило хорошего настроения, которое всякий раз появлялось при общении с инструментом. Сейчас он понимает деда и вспоминает, как тот, завидев недалеко от своих ворот прохожего, кричал внуку нетерпеливо: «Эдька, давай погромче, погромче играй!». Наконец-то в доме, как и мечталось, звучала прекрасная живая музыка…
В 1980 году парень поступил в Хабаровский институт культуры на народное отделение. И там тоже был участником вокально-инструментального коллектива, который первокурсники «по наследству» приняли от выпускников. Во время учёбы Эдуард многому научился, без особого труда освоил клавишные инструменты.
После окончания вуза дипломированного специалиста, который вернулся в родной посёлок, назначили директором Дома культуры. Два месяца работы в новой должности помогли понять, что это не его призвание: музыкант должен играть, а не заниматься административной деятельностью. Хотелось посвящать своей профессии большую часть времени, погружаясь в музыку. Это стремление привело Эдуарда в 1986 году в п. Приамурский, хорошо знакомый по студенческим годам, поскольку туда приходилось ездить довольно часто в гости к однокурсниками-приамурчанам. В посёлке были свои творческие коллективы, жизнь там бурлила, и близость к городу играла в том не последнюю роль. Он устроился в Дом культуры диск-жокеем (человек, осуществляющий публичное воспроизведение записанных на звуковые носители музыкальных произведений с изменением) и параллельно с этим организовал эстрадный ансамбль, в котором не только играл, но и пел.
«В границах одного посёлка вскоре стало тесно», – замечает Эдуард Гончаренко. Всем коллективом поехали в областную филармонию, чтобы заявить о себе. Приамурчан приняли в штат, и они стали «колесить» с концертами по региону, бывая в разных населённых пунктах, начиная с приморских. Такая деятельность давала возможность зарабатывать и приобретать на эти средства аппаратуру. Ведь хорошее оснащение – совсем иной уровень, не хуже городского. Их многие знали и приглашали на разные торжества. Даже на свадьбах играли, «переженив» полрайона.
Хотелось ли пробиться на большую сцену? Мысли такие были, конечно. Только Эдуард считает, что не обладает качествами, необходимыми «звезде» – подобающей внешностью, харизмой, артистичностью. Впрочем, о несостоявшейся «звёздной» судьбе он не жалеет. Всё и без того сложилось. Может вопреки, а возможно благодаря обстоятельствам.
Судьба не однажды его ломала, проверяя на прочность. За счастье заниматься тем, к чему душа лежит, немало претерпеть пришлось. В перестроечные годы, переживая финансовые трудности, многие меняли профессию, уходили в коммерцию, чтобы выжить. Он тоже пытался что-то придумать. Одно время, выучившись на сварщика, уехал на Север. Но там же, поработал в новой специальности совсем немного, ушёл в Дом культуры. Руки к клавишам тянулись, а не к сварочному аппарату. Довелось заниматься преподавательской деятельностью. Но тоже недолго: почувствовал, что работа с детьми отвлекает от занятий музыкой. Из тридцати своих одногруппников он единственный остался в культуре. Ему советуют: «Сними «розовые» очки! Зарплата маленькая, хлопот полно…». В общем, давно пора найти другое место. А он удивляется: «Как можно изменить своей профессии? …Да и нет интереса к чему-то другому…».
Сегодня Эдуард Гончаренко является специалистом высокой квалификации и умеет всё, что связано с музыкой, жанры которой хорошо знает, в том числе сделать аранжировку и запись, играет практически на любых инструментах, даже может выдать гаммы на трубе. Окончив в своё время ленинградские курсы звукоинженеров, имеет в этой специальности большую постоянную практику и востребованность, помогая студийно творческим людям. Не замыкаясь в своих пределах, активно сотрудничает с работниками культуры Камышовки, Николаевки, районного центра… И это радует. Но болеет сердцем, нередко встречая в культуре случайных людей – нынче проблемой является острая нехватка хороших специалистов, которых трудно найти. А какую задачу считает важной для себя, как культработник? «Сегодня, – говорит он, – надо быть независимым от того плохого, что навязывает нам заграница. И свою задачу я вижу в поддержке российской ментальности. Наша музыка – лучшая». Сам он предпочитает сложные многоголосные произведения, синтез фольклора и джаза, народные мелодии в современной обработке, где звучат синтезатор и домра. «А вообще любую хорошую музыку люблю», – замечает Эдуард. Когда ездил на родину отца в Грузию, с удивлением заметил, что никто там не обделён музыкальным слухом. Поют таким мощным многоголосьем – заслушаешься. Кажется, будто внимают этой гармонии и замершие в молчании горы. Даже не зная языка, можно без труда попасть в унисон песни. Должно быть, гены и его наделили прекрасным голосом. Когда он поёт, то доставляет людям немалое удовольствие.
Как у всякого творческого человека, у него есть свои мечты и планы. Хочется, например, «забабахать» программу, наполненную искрящимся весельем, прекрасными мелодиями, разнообразием жанров и вложить в неё душу… Вот только найти бы ещё поддержку и взаимопонимание в таком деле. А пока… «хлопотливых дней вереница, от которых нам ночью не спится и усталость берёт своё…». Знакомое всем состояние, когда хочется забыть проблемы и печали и посвятить время отдыху, может быть, заняться любимым хобби. А как в подобном случае поступает Эдуард? Если он хочет отдохнуть, то идёт… на работу. И там опять «душа поёт и счастье озаряет».