Балалайку называют по-разному – русским народным инструментом, символом России, который является неотъемлемой частью отечественной культуры, душой нашего народа. И всё перечисленное справедливо. Ведь на протяжении многих столетий балалайка оставалась верным спутником простых русских людей, утешая их в горе, откликаясь на радости.

Несмотря на то, что этот незатейливый инструмент имеет всего три струны, звучит он ярко, рождает красивые мелодии, понятные и близкие сердцу слушателей.

В истории происхождения балалайки есть разные версии. По одной из них она имеет тюркские корни. «Бала» по-тюркски означает «дитя»: играя на ней, успокаивали ребёнка. Русь не одно столетие находилась под игом монголо-татар. Возможно, завоеватели и принесли в страну инструменты, которые были дальними предками балалайки. По другой версии название связывают с манерой игры. Её определяли, как балаканье, балагурство, балабольство, бренчание. Отсюда и появилось отношение к инструменту как к несерьёзному, мужицкому. Но пройдут века, и он взойдёт на концертные «подмостки» с достоинством и полным правом. Сегодня трудно поверить, что были такие времена, когда инструмент находился в немилости и его в буквальном смысле уничтожали. Отчего так происходило?

В середине XVII очень набожный наследник царя Михаила Фёдоровича, Алексей Михайлович, придя к власти, решил всеми силами бороться с процветающим в народе развратом: так видел он сам настоящее положение вещей. И в одном из первых указов 1648 года провозгласил борьбу с бесовскими деяниями и игрищами, рассуждая: любые развлечения на ярмарках и в увеселительных заведениях приводят к лени и пьянству, а значит, отвлекают простой народ от труда и церковных служб. А непременные спутники массовых гуляний – музыкальные инструменты услаждают слух и доставляют грешное удовольствие, вынуждая мирян не думать о Страшном суде. И балалайка, в истории которой наблюдались и взлёты, и падения, оказалась под запретом, и «нарушителей сего» строго наказывали. Но народные умельцы всё же изготавливали её кустарным способом из дерева без единого гвоздя, придав её треугольную форму. В XVIII веке отношение к инструменту изменилось, и он пошёл «гулять» по России, пользуясь у простолюдинов широкой популярностью, в отличие от светского общества, считающего, что балалайка недостойна звучать в «палатах каменных». Потом снова наступило забвение.

Из небытия балалайку воскресил дворянин, большой энтузиаст Василий Андреев. Он решил модернизировать инструмент. Но всё оказалось не так просто. Скрипичные мастера стыдились прикасаться к ней. Но Андреев нашел умельцев. Добился обучению игре и создал свой ансамбль. В 1888 году этот коллектив впервые выступил под руководством Андреева в Петербурге, в зале Кредитного собрания, уже на усовершенствованных им балалайках. Произошло это при содействии императора Александра III. Инструмент был возвеличен. Начался новый виток его развития: он стал не только народным, но и концертным. Для него стали писать сложнейшие произведения. От несерьёзного имиджа не осталось и следа. Из примитивной бренчалки произошло превращение в красивый профессиональный инструмент, который покорил зарубежных ценителей музыки. Не оттуда ли берутся истоки Международного Дня балалайки?!

Подозревал ли сам Василий Андреев, создавший её почти с нуля, какие возможности таятся в инструменте, задуманном для исполнения народной музыки? Сегодняшняя балалайка живёт уже далеко за пределами своих традиционных жанров. Не переставая удивлять игрой всего лишь трёх своих струн.

Сейчас она стоит в авангарде развития культуры России. Исполнять на ней получается всё. От народной музыки до классики. Игра на балалайке глубоко и прочно западает в душу, вызывая восторг. А простота игры и широкий диапазон, делают её уникальным, неповторимым инструментом народности.

Сегодня и у жителей нашего района имеется возможность слышать живые звуки балалайки. По словам преподавателя народных инструментов Детской музыкальной школы п. Николаевки Татьяны Сиденковой наблюдается усиление внимания к балалайке, увеличение числа желающих играть на ней, прикасаясь к истокам нашей культуры и ощущая «дыхание» прошлого. Среди юных балалаечников музыкальной школы двое, Степан Франков и Артемий Максименко, играют на самом большом представителе этого семейства – балалайке-контрабасе. Остальные учатся как в классе основного инструмента, так и дополнительного. Гордость школы – балалаечница Кристина Елизарова. В прошлом году за свои многочисленные победы на конкурсах разных уровней она удостоилась премии губернатора ЕАО Ростислава Гольдштейна. Стоит вспомнить хотя бы региональный конкурс «Музыкальный лабиринт» в приморской столице, который принёс ей победу, и Международный музыкальный конкурс в г. Благовещенске, где она стала лауреатом. По оценкам членов жюри, Кристина обладает артистизмом, мягким балалаечным тремоло (приём игры), богатым техническим арсеналом. Будущая выпускница собирается продолжать обучение в Хабаровском колледже искусств. А достойная её смена, Евгения Ножкина, проявляющая большую целеустремлённость, готовится к конкурсу имени Бориса Ушакова, который проходит один раз в два года в г. Хабаровске. Там собираются самые сильные балалаечники и попасть в их число не так-то просто. Женя будет представлять свою ДМШ и наш район. Хорошие результаты показывают другие ребята, занимающиеся в классе балалайки, среди которых Эвелина Рузавина, Екатерина Вязкова, Ксения Озернова, Вадим Хайницкий… Очень радует, что среди поступающих нового набора есть желающие обучаться в классе балалайки. А это значит, что и они, так же, как их предшественники, будут исполнять музыку из репертуара балалаечников, имеющую большое воспитательное значение. В этом списке и классика в переложении – концерты Вивальди, сонаты Генделя, и традиционно-народная, проникнутая русским духом, за века вобравшая в себя чувства самого народа с его горестями и радостями и бесконечно чарующая слушателей… К тому хочется добавить, что после выпускного праздника дети и их родители отправились в Хабаровск на концерт современного балалаечника Алексея Архиповского, прекрасного исполнителя и композитора. О том, насколько им понравилась эта встреча с музыкой, можно выразить одним ёмким словом: «Потрясающе!»