Учитель с материнским сердцем

«От детских игр – к большому делу» – эти слова будто сказаны и про неё, Елену Геннадьевну Гордееву, педагога Приамурской средней школы.

Она ещё в детстве торила дорогу к своей профессии. На огонёк гостеприимного родительского дома, в котором царила тёплая атмосфера, охотно собирались её ровесницы, по пять-шесть девчонок. Вместе участвовали в разных детских забавах, а юная хозяйка особенно любила играть в школу и общаться.

Ей легко давалась математика, один из самых любимых предметов, поэтому бабушка советовала освоить бухгалтерскую специальность, но внучка, подчиняясь внутреннему зову, поступила в педагогический институт. А уже на четвёртом курсе начала подрабатывать в своей родной школе, преподавая физику, поскольку один учитель не справлялся с большой нагрузкой. Непросто было курсировать между домом, выходя из его тепла в темноту холодной улицы, вокзалом, где призывно сигналил гудок локомотива, и вузом, в котором занятия шли согласно расписанию и их не следовало пропускать. Но к работающей по специальности Елене относились с пониманием и уважением. Ведь ни для кого не было секретом, что многие студенты не собирались идти в школу после окончания института, а учились в нём, чтобы получить высшее образование. Однако, как бы трудно ни приходилось, именно тогда она хорошо поняла: «Это – моё!» И всегда живым теплом грело душу воспоминание о том, как при встрече с ней светятся искренней радостью глаза ребят, которых хочется научить всему хорошему, что знает сама.

За три десятка лет педагогической деятельности она никогда не испытывала ни усталости от учеников, ни сожаления от выбора, хотя в классах, где преподаёт физику и математику, по тридцать с лишним человек. Вот как их всех вовлечь в обучающий процесс? При том, что способности у каждого разные – кто-то хорошо учится, но не проявляет активности, а кому-то «царица наук» никак не даётся. Тем не менее, в классе работа кипит. Елена Геннадьевна использует дифференцированный подход, старается давать задания на опережение, специально посвящает урок слабым, не с целью поставить им двойки, а научить работать. На другой день, когда сильные у доски, смотришь, и слабые вслед за ними включаются в рабочий процесс, значит, вчерашний урок не пропал для них даром… «Мы создаём ситуацию успеха, чтобы каждый ученик получил стимул, одержав свою маленькую победу», – поясняет педагог.

Новый материал она объясняет, не торопясь, «разжёвывает» его, доводя до каждого. И перед учениками никогда не ставит невыполнимых задач. Так и в пятом классе на открытом уроке, который дети сумели вытянуть, чувствуя удовольствие от того, что всё получилось. За это Елена Геннадьевна поблагодарила их от души. А ведь класс, по общему признанию, считается трудным…

Судя по беглому опросу, многие современные школьники не любят физику и математику. Одна старшеклассница дала свою категоричную оценку предметам: «Скукотища!» А её подружка ответила просто: «Да я в них вообще ничего не понимаю!» Ученики же седьмого класса Елены Гордеевой, например, к удивлению многих, стремятся на тот же урок физики, едва начав знакомство с этой наукой. Почему?

«Физикой заинтересовать легче», – замечает педагог, основываясь на собственных наблюдениях, – дети вовлекаются в лабораторный процесс, с удовольствием участвуют в опытах. И пробуждается интерес к предмету. «На математике нередко приходится придумывать житейские задачи, как в случае с ребёнком, который занимается по индивидуальной программе. Тут учитель предлагает задачку с доступным для его понимания условием: «У тебя в кармане определённая сумма, на которую нужно приобрести строительные материалы (тема, актуальная для семьи). Сколько и чего ты сможешь купить?» Мальчик оживляется, погружаясь в решение. Вот и мотивация появилась…

И всё же, как удержаться в школе, где, по мнению многих, сегодня невозможно работать?

«Нужно понимать, в какую профессию ты пришёл, и, конечно, любить её. Детей любить», – уверена Елена Геннадьевна. Ведь среди них, по её мнению, нет плохих, и они не виноваты в своих недостатках. Просто так складывается их жизнь, в которой нет внимания и поддержки со стороны близких. А кто восполнит этот пробел? Конечно, педагог. Не зря же учительницу называют второй матерью, которая «хлеба горбушку – и ту пополам…» Причём, в буквальном смысле.

Знакомое всем помещение под названием «лаборантская» кабинета физики вполне уместно было бы назвать комнатой психологической разгрузки, где можно поговорить с классным руководителем по душам, один на один, пошептаться, посекретничать, порой, конечно, и на «разборки» прийти…

В очередной раз сюда заглядывает подросток, мальчик из неблагополучной семьи. Одного взгляда достаточно, чтобы понять: он хочет есть. Наверняка так и пошёл в школу на пустой желудок… Елена Геннадьевна усаживает его рядом с собой и сначала даёт в руки чашку горячего чая и половину домашнего бутерброда, которым только что собиралась позавтракать… Вдвоём дружно подкрепляются. Ребёнок перекусил, и учителю стало спокойнее. Теперь можно о проблеме поговорить. А потом ещё похлопотать о бесплатных обедах для него. Разные бывают ситуации. Но если ребёнок страдает, в его глазах боль, нужно проявить участие. И хотя он вначале на вопрос: «Что случилось?» бросает: «Да ничего!», потом выясняется: печалит его серьёзная проблема, которую сам не может разрешить.

Мимо её внимания не проходит также прихрамывающий на одну ногу ученик, которому жмут старые кроссовки, а у семьи, переживающей материальные затруднения, нет денег на новые… Кстати, с родителями воспитанников, по собственному признанию Елены Геннадьевны, ей повезло. Хотя первое время и было некоторое несогласие, но потом всё наладилось. «Делаешь ребёнку замечание, относятся к этому спокойно, с пониманием. Классный руководитель сказал, его слова приняли как должное. Конечно, бывают какие-то обсуждения, но уважение и в таком случае неизменно сохраняется», – поясняет она.

Говорят, настоящая любовь проявляется уже в том, что человек никогда не сорвётся на гневный крик. А как уйти от этого в школе, где дети постоянно испытывают педагога на прочность?

Можно, как говорил старый опытный наставник, нашуметь, накричать, пользуясь положением сильного, и добиться от ребёнка сиюминутного выполнения требуемого. А что потом? Какой полезный урок вынесет ученик для себя?

Возводя «дом будущего» в его душе, нужно запастись колоссальным терпением. Даже, казалось бы, в таком несложном случае, который припомнила к слову Елена Геннадьевна. Попросила она однажды своего ученика закрутить расшатанные болты на партах. А он проигнорировал. Шли дни, и всё оставалось как есть. Учительская реакция на это была «бесшумной». Просто, как в математике, появилась задача, только воспитательного характера, которую требовалось решить, причём не в одиночку, а вместе с тем же подростком. Прилагались к тому и свои условия, настраивающие его на невидимую внутреннюю работу с размышлением, результатом которого, в конце концов, оказался вполне закономерный вопрос, обращённый в себя: «Вот она, Елена Геннадьевна, делает для нас всё, что может. А почему я так не поступаю? И готов уже ответ: болты закручены, без нудных нотаций и напоминаний. Понятно, что подопечный в полной мере усвоил урок воспитания.

Наверно, любая школьная ситуация или обстоятельство чему-то учат. А тем паче совместные поездки «по городам и весям», походы на природу, когда у детей, помимо всего прочего, воспитывается чувство коллективизма и ответственности за свои поступки. Похулиганит один, сделает что-то плохое, пятно ляжет на всех. Об этом классный руководитель беседует всякий раз перед совместной экскурсией. Дети понимают: они – одна семья, для которой и поляна одна с накрытым для всех походным столом. И нет такого, чтобы кто-то уединился, съедая свои «вкусняшки» в сторонке. Всё общее…

В круговороте бесконечных дел и событий вопрос самообразования для педагога – всегда открытый. Это её обязанность – идти в ногу со временем, или, как говорит сама Елена Геннадьевна, держать руку на пульсе, обращаясь к Интернету, где есть образовательные каналы, и к другим источникам. Сегодня в плане повышения профессионального уровня имеется немало возможностей. Успевай только использовать новое в работе, доводить свежайшую информацию до учеников, которым интересно узнать и про индейцев, запустивших в космос спутник, и про то, почему разбился наш, отечественный, аппарат. Большую активность пробудило наблюдение астрономических и физических явлений. Сколько эмоций и чувств подарили радуга во всё небо, таинственное и загадочное затмение луны. На ватсап дети накидали кучу прекрасных снимков, которые, к удивлению педагога, оказались лучше, чем у неё. Все материалы посмотрели, обсудили и, зарядившись желанием поиска, устремились к новому открытию. Конечно, вместе с учителем, который стал авторитетом. А заслужить его не так-то просто. Тут слагаемых стойкого «фундамента» немало, а если коротко – никогда не допускать того, за что потом придётся испытывать угрызения совести или горькие сожаления. Нельзя позволить себе многое, в том числе затеять скандал или не поздороваться в ответ на чьё-то приветствие. В общем, во всём подавать пример даже личной жизнью, исповедуя непреложный закон: слово не должно расходиться с делом. Теперь она может дать советы и в семейном воспитании с полным правом, поскольку обе трудолюбивые дочери стали медалистками в школе, старшая и вуз окончила с красным дипломом, а младшая пока учится в университете

Какими хочет видеть своих подопечных педагог? «Хочется, чтобы они жили лучше старших, – рассуждает Елена Геннадьевна, – были лучше во всём, обладая целеустремлённостью, трудолюбием, правдивостью и всеми другими, самыми прекрасными чертами характера». А она, как мудрая мать, которая думает о будущем своих детей, заботясь о том, какими они вырастут, будет способствовать по мере сил и возможностей воспитанию таких, столь необходимых всем людям качеств.