<strong>Богатая бабушка</strong>

Восьмидесятипятилетнюю приамурчанку Людмилу Георгиевну Покусаеву, ветерана труда, по поручению главы Смидовичского муниципального района, секретаря местного отделения ВПП «Единая Россия» в Смидовичском районе ЕАО Евгения Башкирова председатель районного Совета ветеранов Валентина Бардаль совместно с председателем Собрания депутатов Приамурского городского поселения Анной Мариняк, председателем Совета ветеранов посёлка Василием Безматерных поздравили с Днём рождения и вручили ей Благодарственные письма и подарки.

Людмила Георгиевна рано узнала не только нужду, но и дорожные мытарства. Своего родного Свердловска она не помнит, потому что в 1941 году, когда отца взяли на фронт, мама уехала в Башкирию, откуда была родом. Она, как и другие женщины, работала в колхозе. На большущих полях выращивали зерновые, потом убирали урожай, жали рожь, овёс, пшеницу, скирдовали снопы. Выращенное шло для фронта. А сами колхозники голодали, потому что на трудодни давали очень мало. Взрослым помогали ребятишки постарше. Среди детей были и ленинградцы, которых удалось вывезти из блокадного города. И местные, и эвакуированные бегали все вместе босоногие, голодные и самым лучшим угощением для них был кусочек хлеба.

Отец Людмилы Георгиевны погиб в 1943 году, а мать спустя четыре года по вербовке уехала на Сахалин. Добирались туда долго, целый месяц. Поезд часто стоял на полустанках дня по полтора. Там мылись, снимая с себя одежду, кишевшую от вшей. Было лето, поэтому во время длительных остановок проворная ребятня искала ягоду, собирала сою, просыпавшуюся ручейком из товарных вагонов. В качестве дорожного пайка выдавали хлеб, 200 граммов – на взрослого и 180 – на ребёнка. Трудности пути переживали все, нуждаясь в самом необходимом – ни обуть, ни одеть, ни поесть досыта при крайне скудном пайке. И казалось, конца дороге не будет. Но добрались до Владивостока, а там сели на пароход. И сразу попали в зыбь. Новое испытание многие переносили очень плохо. К Сахалину вместе с вербованными держали путь наши офицеры, которым давали пайки. Детвора караулила момент, когда военные выбрасывали в туалете баночки из-под консервов. Их тщательно выскребали, а потом облизывали пальцы…

На конечный пункт прибыли в сентябре и ещё застали живших в бараках пленных японцев, которых потихоньку начали вывозить с острова. Мама работала на заготовке леса, и ей вместе с напарницами приходилось грузить в вагоны брёвна, подтягивая их на верёвках. Работа тяжёлая, каторжная. Женщина сильно уставала, и дочь старалась её хоть чем-то порадовать. Бежала на сопку за ягодой, которую потом продавали за гроши. Зимой туда же отправлялась с санками за дровами. Таким неласковым было детство, которое пролетело незаметно.

В 1960 году Людмила поступила в лесотехникум, а через четыре года, после его окончания, уехала по распределению в леспрохоз Ульчского района, где отработала двадцать лет в разных должностях – десятницы, принимая лес, экономиста, начальника участка, где подчинённых было полтысячи человек. Несмотря на то, с работой руководителя она справлялась прекрасно. Жили с мужем душа в душу. Подрастали дети.

В п. Приамурском семья оказалась после того, как Людмила Георгиевна побывала там в гостях у родственников. Посёлок очень понравился ей, что и повлияло на решение переменить место жительства. После переезда в наш район в 1980 году она устроилась мастером на завод силикатного кирпича и проработала до того момента, когда у дочки родилась малышка. Уволилась с работы, чтобы нянчить внучку, свою большую радость. А сегодня у Покусаевых тринадцать внуков и правнуков. И Людмила Георгиевна видит смысл жизни в наследниках, а их уже целых три поколения. Она – главный человек среди них, вокруг которого собираются все остальные, и раздвижной стол, специально предназначенный для многолюдной семьи, едва вмещает всех. Есть у неё ещё и своего рода хобби, любимое занятие. Если раньше супруги держали скот, до шести голов, и трудились в поте лица, а она умела всё, в том числе и стоговать сено, то теперь это уже в прошлом. Для неё милее сад, где есть много разных деревьев, от ореха манчжурского и до молодого кедра, на котором уже успели вырасти шишки. Особая гордость – пятнадцатиметровая ёлка, поселившаяся в усадьбе несколько лет назад. «Увижу что-нибудь новенькое, – признаётся она, – и сердце от волнения забьётся. И дети мои такие же». Они часто спрашивают у неё, что да как посадить.

Людмила Георгиевна по характеру активная, энергичная, охотно участвует в массовых праздниках. Её так и зовут ласково: «Это наша зажигалочка!» Она и спеть, и сплясать всегда могла. Иной раз и стихи сочинить хочется, и понравившийся рисунок скопировать, а это талант, доставшийся от мамы. Любит ходить в лес, красивые цветы увидит, сорвёт один-два бутона и недоумевает, почему люди губят такое чудо, притаскивая домой целые охапки. Зачем? Они постоят совсем недолго и завянут. Женщина любит живую природу и жалеет её. Ведь она – общее наше достояние и богатство. А в личном плане самое настоящее богатство Людмилы Георгиевны – это дети, внуки и правнуки, её вечная любовь и гордость.