<strong>Всегда быть на своём месте</strong>

Родная сторонка для Надежды Михайловны Петренко – сибирская деревня, в которой родилась 85 лет назад. И хотя она была ещё ребёнком во время войны, но многое помнит хорошо и сегодня. Вместе со всеми испытала и холод, и голод. Особенно хотелось тогда хлеба. А от буханки каждая семья получала по талонам одну четвёртую часть. «Несёшь эту четвертушку и только крошечки от неё можешь проглотить, как самую вкусную конфетку, а съесть так хочется весь кусок. Но этого нельзя делать, потому что дома ещё пятеро голодных ребятишек», – вспоминает Надежда Михайловна. Почти всё из личных хозяйств колхозники сдавали для фронта по плану заготовок военного времени, и от своей коровы детям удавалось выделять лишь по полстаканчика молока в день. Закончилась война, вернулся инвалидом весь израненный отец. Фронтовика, как человека грамотного и способного, выбрали в колхозе пчеловодом. Для его дочери вкус ароматного мёда навсегда остался стойким «запахом» детства…

Повзрослев, Надежда поступила учиться в новосибирское радиотехническое училище и позднее устроилась на большое, известное всей стране предприятие «Сибсельмаш» в качестве монтажницы. Но не там, где работали на головокружительной высоте, а в сборочном цехе, в котором делали радиоприёмники и чёрно-белые телевизоры. Они в то время только начинали появляться в квартирах наших соотечественников.

Конвейер плавно двигался по цеху нескончаемой лентой, а монтажницы точными и быстрыми движениями ставили нужные детали на выпускаемую продукцию, которая скоро превращалась в готовое изделие. Это доставляло радость. И что означало ошибиться лишь одному, перечеркнув тем самым работу целого коллектива, знал каждый, понимая меру ответственности. Надежда участвовала вместе с остальными в сборке и, ощущая ловкость собственных рук, чувствовала себя на своём месте. О переезде в другие края не помышляла. Но вскоре вышла замуж за парня из своей же деревни, которому ответила согласием уже после повторного сватовства. Он увёз её на Сахалин, в рабочий посёлок Мгачи, где трудился шахтёром. Привыкать долго к новым условиям не пришлось. Тому способствовали не только счастливое супружество, но ещё хорошие люди вокруг и удивительная природа. У местных жителей даже сложилась своя поговорка: «Нет красивей и богаче, чем родной посёлок Мгачи». Ей там нашлось место в ручном отделе аптеки. Ежедневно сюда приходило немало людей, каждого она встречала приветливо и доброжелательно. Бывали и доктора, и их пациенты. С кем-то просто перекидывалась короткими фразами, другим требовался совет. Потому-то работу её однообразной рутиной назвать трудно. Что ни человек, то маленькое событие. Имея незлобивый характер, Надежда Михайловна даже в непростой ситуации считала, что лучше уступить. «Да разве можно ругаться с людьми?» – искренне удивляется она. Несмотря на молодые годы, люди сразу стали называть её уважительно по имени-отчеству…

Незаметно прошло почти сорок лет. А потом случилось землетрясение, полностью разрушившее город Нефтегорск. Оно отозвалось ощутимыми колебаниями и на Мгачах, поэтому супруги решили уехать. Над вопросом: «Куда?» не раздумывали, поскольку в нашем районе проживали их дети. Так, находясь на пенсии, они и оказались в Николаевке.

И сегодня в её повседневных буднях есть свои радости. Приносят их не только родные и близкие. «Весна, – философски замечает она, – это новая жизнь. Появляются новые мысли, открываются свои маленькие перспективы и интересы». Муж разработал для неё небольшой участочек, на котором она сеет всякую «зеленушку». Не нужды ради, а в удовольствие, чтобы покопаться в земле, давшей возможность выжить во время войны, ощутить бодрящее дуновение вешнего ветра и почувствовать в себе прилив свежих сил.