Жизнь – это труд

Старшее поколение, в том числе и тридцатых – сороковых годов двадцатого столетия, отличается большим трудолюбием. На протяжении долгих лет жизни их «заботой была работа». То же самое можно сказать и о Розе Алексеевне Макаровой, отметившей восьмидесятилетний юбилей, общий трудовой стаж которой составляет сорок с лишним лет.

Ей было всего лишь пятнадцать «с хвостиком», когда пришла устраиваться в Тунгусский ДОК. Для оформления на работу потребовалось взять разрешение районного начальства, как для несовершеннолетней. Дали «добро» исходя из обстоятельств: семья была многодетная, состояла из девяти человек. Попала Роза в бригаду таких же, как и она, малолеток лесоцеха, где пилили дранку. Там в полном смысле слова приходилось упираться, таская тяжести. Но подростки исполняли свои обязанности с терпением, не жалуясь на судьбу. Старший брат, узнав об условиях её работы, ужаснулся. И сделал всё для того, чтобы младшая сестра больше не надрывалась. Устроил на курсы радистов и снял в Хабаровске жильё.

После успешного завершения обучения она перешла на новое место в качестве радиста по приёму и передаче сообщений на радиостанции, установленной в посёлке. И окунулась в мир «точек и тире». Послания летели в эфир так же быстро, как и годы. Может быть, и проработала бы до пенсии на секретном объекте, но его перевели в районный центр, и сотрудникам предложили переезжать туда же, а оставшимся дали месяц на трудоустройство. Супруги Макаровы решили не покидать Николаевку, тем более что Роза Алексеевна почти сразу нашла работу в том же ДОКе. Но она и про учёбу не забывала. Окончив ШРМ (школу рабочей молодёжи), поступила в техникум связи и без отрыва от производства училась. В связи с этим женщину перевели на должность электромеханика. Только сложившиеся обстоятельства помешали окончить техникум. Позднее Роза Алексеевна всё же получила диплом об окончании средне-специального учебного заведения, только уже лесотехникума.

Довелось ей поработать и в Госстрахе, причём стать хорошим специалистом, приобретя солидную клиентскую базу. Радиус действия был немалый, приходилось наведываться и в дачные общества. Вот уж где как нельзя лучше подходила пословица: «Не потопаешь – не полопаешь». Уставала, конечно, от «километровых» походов. Но работу свою любила, с людьми ладила, только собак боялась, которые часто бегали без присмотра, а иные проявляли свой агрессивный характер.

Основная работа сочеталась с заботой о двух детях и домашними делами. Макаровы держали трёх коров и обрабатывали огородную «плантацию». Роза Алексеевна крутилась белкой в колесе, чтобы успеть отвезти в город молоко. Обратно возвращалась с сумками, набитыми продуктами. Стремилась к тому, чтобы непременно выучить детей и дать им всё необходимое. «Тогда все так жили», – замечает она. И добавляет к сказанному, не скрывая недоумения: «А сегодня немало таких, кто не хочет ничего делать, вот и участки у них зарастают бурьяном. Но разве можно обходиться без труда, который помогает человеку жить?!».