Неиссякаемый источник

В тринадцатилетнем возрасте приехала в Николаевку Евгения Никифоровна Артюшенко. Было это в 1951 году.

А до этого её семья проживала на руднике Кировском, расположенном в Амурской области. Немало воспоминаний связано с теми местами, где она научилась многому: осваивала разные упражнения, занимаясь гимнастикой, каталась на лыжах, покорив один из самых крутых склонов, полюбила математику… хотя не сразу, оставшись из-за неё на второй год: вела предмет всегда занятая учительница, бывшая директором, которой по причине частых разъездов и отлучек не удавалось объяснять новые темы. А когда девочка попала к другому педагогу, пятёрки по некогда нелюбимому предмету стали украшать её дневник. Прощаясь со школой, она сказала об отъезде классному руководителю и та опечалилась: «Жаль, что хорошие ученики уезжают…»

В Николаевке были свои незабываемые события и радости. На новом месте она не снижала планку учебных достижений, продолжала заниматься гимнастикой, выполняя сложные элементы, в том числе шпагат на бревне. С увлечением играла в школьном драмкружке и до сих пор помнит свою первую роль Герды в «Снежной королеве», слова которой надо было выписать из книжки и выучить назубок. И хотя Евгения научилась читать в пять лет, но сказки не любила, всё больше интересовалась классикой. (У неё и сейчас в доме целая библиотека солидных томов.) Но тут – хочешь, не хочешь, а прочитать пришлось. С ролью самодеятельная артистка справилась, причём успешно. Потом были другие постановки и довольно сложный образ хозяйки корчмы в «Борисе Годунове». И здесь она не подкачала. Ей, шустрой и энергичной по натуре, нравилась активная жизнь. Она всегда была нагружена делами и всё успевала, даже выполнять в старших классах обязанности вожатой у младших ребят. Охотно занималась с ними, умея увлечь интересным делом и найти общий язык. Не только из-за свойственного ей добросовестного отношения к делу, но ещё и потому, что любила детей.

Из всех школьных предметов девушке больше нравился английский. Поэтому вопрос «Кем быть?» решился просто, и она поступила в хабаровский пединститут на факультет иностранных языков. Можно сказать, что к этому моменту у абитуриентки уже имелся небольшой опыт общественно-воспитательной деятельности, что так кстати будущему педагогу. Потом, на пятом курсе, состоялась практика, которую повезло проходить в своей же школе, где всё было знакомо и привычно, напоминая школьные годы. Педагоги встретили радушно и помогали, чем могли. Дни пролетели незаметно, как одно мгновение.

Ещё институт не был закончен, а директор школы рабочей молодёжи (ШРМ), где не хватало преподавателя английского языка, предложил её поработать. Евгения согласилась и перешла на очно-заочную форму обучения. Помнится, первая встреча с восьмым классом, в котором многие ученики были старше её, и «каверзный» вопрос из «дальнего угла»: «Вы замужем?» (привлекательная учительница интересовала многих). И она, взглянув туда, ответила строго: «Это к теме урока не относится!» Евгения Никифоровна засмеялась, вспоминая об этом и добавила «Как в кино!». Точно в кино, она и замуж вышла за своего ученика, высокого красивого парня. В ШРМ проработала десять лет, а потом ушла в семнадцатую школу, куда настойчиво приглашал директор. Однажды его жена, тоже педагог, держа в руке стопку ученических дневников, которые надо было проверить, попросилась к ней на урок, настроившись сделать это в его рабочей тишине. А после звонка зашла в учительскую и, не скрывая эмоций, посоветовала коллегам: «Ходите на уроки к Евгении Никифоровне! Я у неё всего два дневника успела проверить, так было интересно». И всё же она вернулась в родную школу, где в скором времени пришлось не только вести свой предмет, но ещё взять на себя уроки русского языка и литературы в 5–6 классах, в которых не было учителя. В общем, пойти на «прорыв», хотя никто не сомневался, что с этим делом Евгения Никифоровна справится. «Я старалась на занятиях дать что-то интересное детям, чтобы им нравилось учиться», – замечает она. А сколько ещё студентов обращались к ней за помощью! И никому она не отказывала. Самой было интересно узнать, что-то новое, ведь в школе – одно, а в вузе – другое.

Через три года после возвращения её, как одного из самых активных классных руководителей, назначили организатором внеклассной работы. В школе был краеведческий музей, и велась большая поисковая работа, для которой она определяла направления, давала задания юным краеведам, объездив и исходив с ними многие исторические места в районе, превращаясь на это время для своих подопечных в гида. Не забывала побывать с ними на Каменке, отмеченной ещё в записях первых переселенцев. Эта работа продолжалась годы. «А вы всё возите детей?» – однажды спросила с удивлением кондуктор автобуса. Музей повышал свой статус, поднимаясь от районного до Всероссийского уровня. И путь этот был отмечен весомыми наградами.

В перестройку всё рухнуло – поисковая работа, комсомол, прежние идеалы, начались задержки с зарплатой. И она ушла из школы… А иностранный язык пришёл в упадок. Дети стали жаловаться ей и очень просили вернуться. И Евгения Никифоровна поработала ещё некоторое время, а потом окончательно распрощалась со школой, уйдя на пенсию… Но, как говорят, педагог всегда таковым остаётся, даже за пределами учебного заведения. Вот так и у неё получилось. Стоило только позаниматься с внуком своего знакомого по его просьбе, как другие, узнав об этом, стали просить помочь и их детям. К ней приезжали из Даниловки, Волочаевки, Приамурского… А когда начались карантины и учебный график сломался, Евгения Никифоровна категорично объявила: «Всё! Прекращаю занятия» И родители запаниковали, боясь потерять хорошего педагога, к тому же принадлежавшего к целой династии: первой учительницей в их семье стала старшая сестра Надежда. Брат Николай окончил учительский институт, дочь Оксана тоже получила педагогическое образование. А самая младшая сестра, Лидия Никитина, до сих пор работает учителем в седьмой николаевской школе.

Её долгая педагогическая деятельность удивляет бесконечно. Если к 38 «школьным» годам прибавить 25 лет репетиторства, то получится не просто число, а целая жизнь! Жизнь в педагогике. Редкий случай…

А ещё она удивляет своей энергией, кажущейся настоящим неиссякаемым источником, наделённым большой силой. Разве дашь Евгении Никифоровне её восемьдесят пять лет, которые легли на плечи не тяжёлыми гирями, а будто лёгким покрывалом? Как только она встанет стремительно с места, оно упадёт, останется позади, и всё окружающее пространство наполнится этой живительной силой.

Людмила КОВАЛЬЧУК.

Фото из архива редакции.