Грозный февраль 1922 года

Волочаевская операция

(История событий)

Во второй половине января 1922 года на заснеженных просторах от Ина до Волочаевки между белоповстанцами и частями Народно-революционной армии Дальневосточной республики отмечались небольшие боестолкновения как на Амурском направлении, так и вдоль линии железной дороги. Стороны готовились к важному сражению.

Белоповстанцы под командованием полковника Афиногена Аргунова укрепляли Волочаевку, а командование Народно-революционной армии (НРА) разрабатывало Волочаевскую операцию и план штурма укрепрайона. На фронт прибыл Военный министр Дальневосточной республики (ДВР) Василий Блюхер. На Ине проведены первый парад войск НРА и первое массовое награждение бойцов за события под Ином 28 декабря 1921 года и январские бои под Волочаевкой и Ольгохтой.

В частях Восточного фронта Народно-революционной армии сформированы Забайкальская и Инская группы войск. Забайкальской группой на Амурском направлении командовал соратник Блюхера Николай Томин, а Сводной стрелковой бригадой (Инской группой) – Яков Покус. Главком НРА ДВР – Василий Блюхер, командующий фронтом – Степан Серышев, комиссар Восточного фронта – Павел Постышев.

Волочаевская операция началась 5 февраля. Значительно пополненные накануне части Народно-революционной армии стремительным ударом заняли разъезд Ольгохту. Усиленно чинились железнодорожные мосты и пути, и уже к вечеру бронепоезд народоармейцев прибыл на разъезд. 7 февраля белоповстанцы попытались отбить Ольгохту и повели наступление, но контратака народоармейцев с поддержкой прославленного бронепоезда № 8 и 3-ей Отдельной лёгкой артбатареи заставила «белых» отступить к Волочаевке. Об этом бое нам сегодня напоминает памятник на братской могиле на станции.

Белоповстанцы не получали поддержки от интервентов и, потеряв Ольгохту, отходили к Волочаевке, делая попытки укрепиться на позиции сопок Лумку-Карани и у 3-ей полуказармы у р. Поперечной. 8 февраля после 2,5-часового боя части НРА заняли Лумку-Карани, 9 февраля ими была занята линия р. Поперечной. Забайкальская группа Томина в этот день выстила с разъезда Ольгохта на Амурском направлении.

10 февраля Народно-революционная армия перешла в наступление на всём участке перед Волочаевкой.

Накануне народоармейцы пополнили свой кадровый состав. Численное преимущество было на их стороне как в количестве штыков и сабель, так и в вооружении. Я.З. Покус в книге «Борьба за Приморье», изданной в 1926 году, приводит данные по Белоповстанческой армии накануне Волочаевского: общая численность 3500 штыков, 1300 сабель, 99 пулемётов, 11 орудий, три бронепоезда «Волжанин», «Генерал Каппель» и «Дмитрий Донской».

Количественные данные сил и средств частей двух противоборствующих сторон в разные годы в разных источниках значительно разнятся. Укрепрайон в Волочаевке занимала группа полковника А.Г. Аргунова: 2675 штыков и сабель, 26 пулемётов и шесть орудий, два бронепоезда: «Каппелевец» с двумя орудиями и девятью пулемётами и «Волжанин» с двумя орудиями.

Официальная же статистика в ранние советские годы показывала значительный численный перевес штыков и сабель на стороне белоповстанческих частей.

Волочаевское сражение

В ходе трёхдневного сражения на подступах к Волочаевке были предприняты два штурма.

Первый штурм начался 10 февраля. Белоповстанцы сделали несколько рядов проволочных заграждений. Позиции укрепрайона тянулись на 18 км от Тунгуски к Амуру. Эти укрепления остановили народоармейцев и сделали её лёгкой мишенью для пулемётов и артиллерии белоповстанцев. Ножниц для резки проволоки и топоров практически не было, бойцы не могли пробиться через укрепления, вязли в сугробах и замерзали на морозе в минус 30. Танки не сумели выполнить своего назначения и сделать брешь в проволоке. Один – вышел из строя, второй был подбит с бронепоезда «Каппелевец» на западной окраине деревни. Первое наступление захлебнулось, народоармейцы несли серьёзные потери. Морозные февральские дни увеличивали потери обеих армий. Командующий Сводной бригадой Яков Покус указывал на потери 10 февраля в количестве 428 убитых, раненых и обмороженных.

На тунгусском направлении группа Петрова-Тетерина и Шевчука выбила из деревни Архангеловки белоповстанцев и продвинулась до Даниловки, но была отбита и отошла назад к Архангеловке и участия в штурме Волочаевки 12 февраля не принимала. Приказа о возобновлении наступления Петров-Тетерин не получил и потому продолжил выполнение старого. А Забайкальская группа Томина с опозданием и большими потерями 10 февраля заняла деревню Верхне-Спасское на Амурском направлении.

Ночью в районе 3-ей полуказармы, у моста через Поперечку, были организованы штаб и полевой госпиталь: в дом площадью 25 квадратных метров свозили на санях и подводах до 400 раненых, сложенных друг на друга. Что творилось тогда в этой комнатушке, не поддаётся никакому описанию. Сёстры милосердия и санитары бродили в крови. Раненых складывали друг на друга. Часть размещали на улице у костров, затем к 4 часам 11 февраля по исправленным мостам их увозили на Ольгохту, Ин, в Биру.

11 февраля боевые действия практически не велись, лишь короткие перестрелки. Отступив от проволоки около 600 метров (в районе современного с. Партизанского), части Народно-революционной армии смогли привести себя в порядок, починить разрушенные мосты. Подтянулась артиллерия, подвезли для неё снаряды, заменялся личный состав. К вечеру по исправленным мостам были подтянуты бронепоезда № 8 и № 9. Белоповстанцы в этот день не контратаковали.

На Амурском направлении днём 11 февраля Забайкальская группа заняла село Нижне-Спасское. На выручку группе белоповстанцев генерала И.Н. Никитина на Нижне-Спасское выдвинулся резерв – Поволжская бригада, значительная часть которой при отступлении под натиском Троицкосавского кавалерийского полка на рассвете была уничтожена и рассеяна Обходной колонной 6-го стрелкового полка НРА силой в батальон. Бойцы Народно-революционной армии подожгли мост в тылу «белых» частей, тем самым заставили отступить от Волочаевки бронепоезд «Каппелевец».

Второй штурм под Волочаевкой начался 12 февраля, в 7 часов утра, с трёх сигнальных выстрелов из орудий бронепоезда. Наступление велось вдоль железной дороги. Это дало возможность реализовать преимущество в артиллерии и использовать бронепоезда. Пехота НРА сумела преодолеть колючую проволоку под огнём «белого» бронепоезда. При поддержке «красных» бронепоездов за несколько часов части НРА ДВР взяли Волочаевку и сопку Июнь-Корань. В 11 часов 32 минуты Волочаевка была занята народоармейцами. Противник оставил Волочаевский укрепрайон и отступил к Хабаровску.

Вымотанные штурмом части НРА заночевали в Волочаевке и Опытном поле (на полпути между Волочаевкой и Дежнёвкой) и только утром 13-го продолжили преследование.

Части Белоповстанческой армии, не заходя в Хабаровск, спешно откатывались на юг. Между тем Забайкальская группа в ожидании подхода Троицкосавского кавалерийского полка, а затем, заблудившись в Амурских протоках, вышла к деревне Казакевичево лишь днём 14-го февраля, не успев отрезать пути отступления противника.

14 февраля без боя был взят Хабаровск. Волочаевская операция завершилась.

16 февраля части Белоповстанческой армии окончательно вышли из-под удара и отступили в Приморье.

Историки отмечали мужество, проявленное обеими сторонами под Волочаевкой. Точных цифр потерь в боях нет до сих пор.

За 10, 11, 12 февраля «красные» потеряли убитыми 128 человек, раненых – до 800 и обмороженных – 200, всего – 1128. Командный состав понёс убыль до 58 %. Были убиты два командира батальона, шесть командиров рот, много лиц младшего командного состава и ранены два помощника командира полка. Белоповстанцев убито до 400 человек, ранено до 700 человек, всего – 1100, пленных обе стороны не брали. В обзоре оперативного управления штаба НРА ДВР даны цифры потерь «красных» войск до 2000 человек, из них убитых – около 600.

Представитель штаба 5-й Красной Армии, находившийся в Штабе Народно-революционной армии, Лярский, по прямому проводу сообщил порученцу командующего 5-й армией Тимонову 12 февраля 1922 года о том, что «потери под Волочаевкой приблизительно: раненых принято три эшелона, из санлетучек – 441 человек, контуженных – 72, обмороженных – 180, больных – 64, трупов (умерших во время перевозки) – 17. Итого – 572. Кроме того, есть раненые, не вывезенные из Волочаевки, общие потери исчисляются приблизительно в 1500 человек. Противник отходит от Волочаевки в беспорядке на восток…»

Оперативная сводка штаба Народно-революционной армии от 18 февраля констатирует, что «по приблизительному подсчёту в боях под Волочаевкой, Верхнеспасским, Нижнеспасским и Казакевичево наши потери: убитых пятьсот пятьдесят человек, раненых, обмороженных и больных до тысячи двухсот пятидесяти…»

«С учётом потерь под Казакевичами 14 февраля в Народно-революционной армии были убиты, ранены и обморожены практически каждый третий народоармеец, потери составили около 2000 человек. Точных потерь «белых» не было установлено, но они были значительно меньше».

Официально НРА потеряла 570 человек убитыми и более 1250 ранеными и обмороженными. Потери Дальневосточной «белой» армии указываются на уровне 1000 бойцов, до 400 из которых – убитые.

За героизм бойцов и командиров, проявленный при взятии Волочаевки, 6-й стрелковый полк Народно-революционной армии был награждён орденом Красного Знамени и переименован впоследствии в «4-й Ордена Красного Знамени Волочаевский полк». Орденами Красного Знамени были награждены также бронепоезд № 8, 3-я Отдельная лёгкая батарея и 67 бойцов и командиров.

Основные цели Хабаровского похода Белоповстанческой армии по захвату Хабаровска и Амурской области не были достигнуты. Удержаться на занятых рубежах, выиграв время для развёртывания армии не удалось. Войска генерала Молчанова отступили в «нейтральную зону» под прикрытие японских штыков. Народно-революционной армии ДВР также не удалось ликвидировать группировку белоповстанцев, окружив её.

Волочаевская операция стала одной из последних крупных операций НРА ДВР. А Волочаевское сражение, несмотря на свой локальный характер, стало переломным в боях между народоармейцами и белоповстанцами. Была решена судьба Хабаровска, перешедшего в руки НРА. Бои на Волочаевском плацдарме создали условия для проведения Приморской операции 1922 года и дальнейшего полного освобождения Приморья от интервентов и «белых» частей.

За долгие годы военные события под Волочаевкой обросли легендами и небылицами. Знаменитое сражение воспринималось многими поколениями в нашей стране и за её пределами по кадрам художественных фильмов, изображениям картин, открыткам, художественным рассказам. Но сегодня ещё сохраняются архивные документы, есть возможность познакомиться с воспоминаниями как «красной», так и «белой» стороны.

Сопоставляя всё изученное, прочитанное и исследованное за последние годы, можно уверенно сказать, что не было под Волочаевкой ни будёновок, ни золотопогонников, ни красных лент на папахах, ни красных флагов. Не воевали здесь японцы, сопку никто водой не поливал, окопов в человеческий рост никто не рыл, танк проволочные заграждения не преодолел как в фильме режиссеров Васильевых «Волочаевские дни», да и погибло куда больше бойцов-народоармейцев, чем написано на памятнике на вершине сопки Июнь-Корань. И уж точно никто не хоронил всех погибших «белых» и «красных» бойцов в одной братской могиле на Волочаевской сопке…

По материалам Алексея ЗАЙЦЕВА, участника проекта «Бои под Ином, Волочаевской, Ольгохтой история запомнит навсегда».

Фото из архива Алексея Зайцева.