Народное искусство для малышей

Очень ёмко и точно сказал в своё время Михаил Калинин: «Самым высоким видом искусства, самым талантливым и гениальным является народное, то есть то, что запечатлел, сохранил народ и пронёс через столетия». Эти слова стали своеобразным лейтмотивом в работе с детьми у библиотекаря из с. Камышовки Раисы Синеокой в Год культурного наследия народов России. Сотрудничество сельской библиотеки с работниками детского сада имеет свою историю, которая насчитывает более сорока лет.

Еженедельно Раиса Андреевна обслуживает там своих больших и маленьких читателей, выдавая книги, а в тематические недели организует дополнительные мероприятия. И, конечно, «тема года» нашла в них своё отражение. Хочется попутно заметить, что актуальность её понимают сегодня многие наши сограждане, которые считают, что надо возвращаться к своим истокам, пробуждать, воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, без чего мы станем «Иванами, не помнящими родства».

С этим наверняка согласится любой. А, кроме того, встречи с культурой наших предков вызывают у дошкольников неподдельный интерес и дарят массу маленьких открытий. Эта кропотливая работа проходит на занятиях у воспитателей Ольги Раитиной, Зульфии Еникеевой, Натальи Обуховой, где их воспитанники узнают о многом: о народных христианских праздниках, связанных с ними обычаях, художественным промыслах…

Ребятишки подготовительной группы в один из дней познакомились с историей возникновения ремёсел, где свой самобытный след оставили жостковская роспись, наносимая на металлические подносы и блюда, хохломская, украшавшая деревянную расписную посуду, городецкая и дымковская, представленная глиняными игрушками… У детей была возможность не просто услышать, но и самим в буквальном смысле прикоснуться к народному творчеству, «потрогать» его руками, разрисовывая картонные шаблоны «под Гжель». Понаблюдав внимательно со стороны за освещёнными внутренним вдохновением лицами – невольно подумаешь: вот такие моменты, может быть, и способствуют формированию будущего народного умельца… Информации по теме прибавляла развлекательно-познавательная программа «Наши ложки знает целый мир», организованная Раисой Синеокой.

О преимуществах столь необходимого обеденного инструмента ребятишки смогли убедиться на собственном примере, пробуя взять кусочки рыбы китайскими палочками. Всех удивила самая большая «выставочно-сувенирная» ложка. Причём, наблюдательные дети сразу определили, что покрыта она хохломской росписью, с особенностями которой успели познакомиться. Впечатляющим оказалось сравнение: ложка вмещала столько каши, что её хватило бы на всю группу. Кстати, такой «столовый гигант» служил в своё время своеобразным символом больших многодетных семей, которыми крепка была дореволюционная Россия. Но попробуй ещё, разберись в «ложечном хозяйстве», определи, каково предназначение каждой из них, когда одна вся в дырках, а на другой нанесены круглые полоски. А чем железная ложка лучше своих алюминиевых и деревянных «собратьев?» Такие «головоломки» будили пытливый детский ум и приковывали внимание, делая ребятишек живейшими участниками происходящего. В тему были песня, видеоролик, запечатлевший ансамбль ложкарей «Барыня» подмосковного детского сада, исполнявший русские наигрыши на ложках. И, конечно, юные камышовцы тоже попробовали сыграть на них русскую народную песню «Во кузнице».

И всё же не переставало удивлять, как такой, казалось бы, «несолидный» предмет нашёл своё заметное место в истории страны, благодаря чему мы сегодня знаем не только о некоторых бытовавших в прошлом устоях, но и людях, которые их придерживались. Слова ведущей погрузили детей в патриархальную старину, перенося в обеденный час в простую деревенскую избу, где вокруг объёмного чугуна сидела вся семья. У каждого в руке была ложка, но никому не разрешалось «лезть поперёд батьки в пекло» и зачерпнуть похлёбку раньше главы рода, старого деда. Ослушника ждало суровое наказание – удар ложкой в лоб, а то и вообще изгнание из-за стола. Делать это разрешалось только «патриарху». Ситуация лучше всяких слов красноречиво свидетельствовала о непререкаемости авторитета самого старого в семье, которого беспрекословно слушались даже взрослые дети, сами уже ставшие родителями. В «обеденно-бытовом» контексте отмечен даже Пётр I: если ему случалось обедать в гостях, он приказывал слуге брать с собою царскую ложку, поскольку без неё в гости не принято было ходить. Отсюда видно, что царь прекрасно знал простые обычаи и к тому же не кичился своей знатностью, ценя человека за его качества, а не принадлежность к «роду-племени».

Вот такие очевидные уроки истории преподнесла ложка во время воображаемого путешествия в прошлое. А чуть позже состоялась реальная экскурсия в мини-музей народного творчества, устроенный в помещении детского сада. Специально для него Раиса Андреевна встретилась с несколькими односельчанами, которые поделились своими экспонатами. Откликнулись также в Доме культуры и школе. Сколько разнообразных вещей находилось в нём! Причём, не только кустарных, но и промышленного производства – лёгкие плетёные корзинки, матрёшки, изделия, украшенные разными видами росписи.

Тут же дети познакомились с рукотворными изделиями жителей села. Одна из мастериц, Светлана Трошина, бывшая воспитательница детского сада, находящаяся на пенсии, представила на всеобщее обозрение изящные поделки из бисера – розы с мимозами, маленькие деревца. Такие красивые вещицы для многих служат стимулом к освоению бисероплетения. Возможно, кто-то из сегодняшних юных экскурсантов и в таком виде прикладного искусства, в будущем пополнит ряды мастеров, продолжающих традиции предков, которые в весьма скудные на дизайнерские возможности времена (по сравнению с нашим) могли так украсить избу, что теперь впору лишь удивляться.

Стоит отметить, что в Доме культуры хранятся вышитые гладью и крестиком дорожки, рушники, скатерти, салфетки, которые используются на мероприятиях, посвящённых русским народным праздникам. У участников заслуженного народного ансамбля «Камышинка» имеется уникальный опыт по собственноручному вышиванию своих сценических костюмов, поэтому они не похожи друг на друга. Некоторым узорам, вышитым крестиком, много лет – их снимали с льняных домотканых рушников. И многие предметы немалого «арсенала» нашли место в общем убранстве мини-музее, украшая стены, стол, где стояла расписная посуда. Всё это в прошлом было обычными элементами жилищного «декора».

Малыши останавливались возле разных предметов и внимательно рассматривали их. А потом отмечали, что сегодня в квартирах почти не встретишь такую красоту, сделанную своими руками. Так что впечатлений юные экскурсанты получили немало. Раиса Синеокая поблагодарила учителей школы № 5 за помощь в оформлении мини-музея. Ирина Солонец, преподаватель технологии изобразительного искусства, предоставила вышивки и картины из бисера. Детям очень понравился вышитый крестиком тигр, и они заметили, что его изображение есть на гербе нашей области. Мальчики с интересом разглядывали деревянные изделия, сделанные учащимися школы на занятиях кружка «Умелые ручки», который ведёт учитель технологии Антон Онищенко. Среди перечисленных экспонатов находились и творения ещё одной мастерицы – Валентины Филипповой, увлекающейся резьбой по дереву и сувенирными изделиями. Именно её самая большая ложка ранее приковала всеобщее внимание. А ещё на выставке воспитанники детского сада увидели её же большой пузатый самовар (бутафорский). Но больше всего их заинтересовали красивое коромысло с расписанными под Хохлому вёдрами – полный набор для водоноса, которого сегодня уже не встретишь на деревенских улицах.

На прошедших тематических неделях знакомство с культурой и традициями народа России не закончилось. Ребят ждут в ближайшее время очередные встречи с культурным наследием. Недавно прошёл весенний детский праздник «Алексей – с горы потоки». А не за горами – праздник праздников – Пасха с предшествующим ему Вербным воскресеньем. Так что новых впечатлений ещё прибавится!