Дорога длиною в жизнь

Железная дорога… Бегут блестящие рельсы, добираясь до самых отдалённых уголков России, соединяя в единое целое города и сёла страны, объединяя в союз людей, именуемых железнодорожниками. С судьбой стальной магистрали в посёлке Смидович связан каждый второй житель. Железнодорожник – одна из немногих профессий, в которой по сегодняшний день сохранились династии. Опыт и навыки передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. За каждой династией стоит целая эпоха, дело, которому отданы знания, умения и годы жизни.

Живёт в посёлке Смидович супружеская чета ветеранов труда Якименко, заслужившая почёт и уважение долгим, безупречным трудом, являющаяся примером доброго, многолетнего супружества. Тамара Арсентьевна – представитель династии железнодорожников, общий трудовой стаж которой насчитывает 111 лет. А родоначальником профессии стал её отец, работавший машинистом на станции Ин. Она вспоминает: «Мой отец Васянин Арсентий Андреевич родился на Алтае, в г. Рубцовске. Свою трудовую деятельность начал шахтёром на Черновских копях г. Читы. После 4-х лет службы в армии переехал с семьёй на станцию Ин. С 1936 года работал в паровозном депо на паровозе кочегаром, позже помощником машиниста, машинистом.

Я родилась в 1938 году на ст. Ин. Детство моё прошло под стук вагонных колёс и паровозных гудков. Профессия железнодорожника трудная и ответственная. Вызывали отца на работу в любое время суток: и днём, и ночью. Особенно трудно было во время Великой Отечественной войны. У железнодорожников была бронь, они нужны были для перевозки грузов на запад. Отец часто возвращался домой поздно, и мы, дети, видели его редко, больше спящим. Но когда у него выпадало свободное время – для нас это было настоящее счастье. Сходить с отцом в кино, на природу, речку, поработать на огороде – это ли не праздник для ребёнка. Нас в семье три сестры, самая младшая родилась в 1942 году. В этом же году отец впервые поехал машинистом. Паровозы были закреплены за бригадами, он был старшим. Рабочие часто собирались в нашем доме, обсуждали положение на фронте, в депо. Была среди них крепкая мужская дружба. В послевоенные годы у отца стало больше свободного времени. По гудку его паровоза мы уже знали, что он вернулся из поездки. Минуты общения в семье, когда все дома, – самые незабываемые из детства».

30 лет отдал Васянин Арсентий Андреевич любимой профессии, за добросовестный труд и высокие показатели в работе был награждён знаком «Отличный паровозник», медалями «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть». И именно под его началом сложилась трудовая железнодорожная биография Александра Дмитриевича Якименко, супруга Тамары Арсентьевны. Мужчины даже какое-то время работали вместе в одной бригаде.

– Незадолго до армии я устроился работать дежурным электриком в железнодорожное депо, – делится А.Д. Якименко своей трудовой летописью. – Когда же в 1961 году вернулся со службы, то его уже расформировали, а на станции был организован подменный пункт локомотивных бригад второго Хабаровского депо, куда я и устроился. Здесь работало около 300 человек. Мы подменяли бригады грузовых и пассажирских поездов, ездили до Биры и Хабаровска. Первое время был кочегаром на паровозе, потом окончил курсы и стал помощником машиниста, а чуть позже, в 1969 году, уже переквалифицировался в машиниста. Около девяти месяцев я ещё «поводил» паровозы, а потом пересел на тепловоз. Когда железную дорогу электрифицировали, то мне в числе первых доверили освоить управление электровозом. Однако современные железнодорожные локомотивы на электрической тяге ходили ещё не везде. Вот и приходилось нам во время рейса пересаживаться по несколько раз с электровоза на тепловоз и обратно».

Для Александра Дмитриевича всегда личным примером была мама – Пушкина Анастасия Васильевна, проработавшая на железной дороге 27 лет. В 1942 году она окончила курсы и стала работать помощником машиниста паровоза, с 1949 по 1968 год – помощником машиниста крана, а потом – машинистом. Её труд отмечен почётным знаком «Отличный паровозник», медалями «За доблестный труд в годы ВОВ», «Ветеран труда» и др. Именно у мамы Александр научился ответственности за порученное дело, добросовестности.

Трудиться машинист Якименко старался всегда на совесть и без нарушений, а это большое нервное напряжение, бессонные ночи и работа на износ. Ведь он отвечал за безопасность движения, сохранность жизни пассажиров и груза. При всевозможных непредвиденных обстоятельствах, в любую погоду, машинист обязан строго выполнять расписание движения поезда и в самой сложной обстановке уметь быстро среагировать и найти правильное решение, чтобы избежать аварийной ситуации. Александр Дмитриевич проработал в этой почётной профессии в общей сложности 33 года. Со своими обязанностями он справлялся на отлично, что красноречивее всяких слов подтверждают медали «Ударник IX пятилетки», «За трудовую доблесть», «Ветеран труда».

Следующим продолжателем семейной династии стал сын Евгений. После окончания Хабаровского железнодорожного института в 1991 году он был назначен бригадиром, а затем мастером базы металлоконструкций ПЧ-5, принимал участие в строительстве моста через Амур. В 2001 году он был делегатом торжественного мероприятия в Москве, посвящённого 150-летию первой российской скоростной магистральной железной дороги Санкт-Петербург–Москва. За годы трудовой деятельности его коллектив стал новатором на производстве, освоил несколько новых технологий по продлению срока эксплуатации, шпал и переводного бруса. Под руководством мастера бригада разобралась и в таком сложном деле, как сборка стрелочных переводов на деревянном и железобетонном брусе, со временем они научились и изготавливать стропы. Евгения Александровича не стало в 2010 году, он трагически погиб, выполняя производственное задание.

Стальная магистраль стала поистине дорогой жизни для железнодорожников Васяниных-Якименко.

Своих вершин мастерства и уважения коллег, детей и их родителей добилась в педагогической деятельности и Тамара Арсентьевна. Сорок шесть долгих и одновременно быстротечных лет жизни отдано поселковой школе № 1. Она успешно преподавала учащимся с четвёртого по седьмой класс математику, русский язык, литературу, природоведение и ОБЖ. Всех своих выпускников помнит и радуется их жизненным удачам. Особенно ей дороги те ребята, которых она в качестве классного руководителя вела с первого по одиннадцатый класс незадолго до выхода на пенсию. Не забывают любимого учителя и воспитанники – навещают, звонят. Её первые ученики уже сами пополнили ряды пенсионеров, а сорок три выпускника в течение всего этого времени решили пойти по стопам любимого учителя и стали педагогами.

Александр Дмитриевич всегда понимал жену и жалел её, поэтому в случае необходимости самостоятельно хлопотал по дому без упрёков и недовольства. Хотя у него самого при этом работа была тоже не из лёгких.

Вместе супруги воспитали двоих детей.  Но в памяти хранятся только счастливые, светлые моменты жизни, оставляя за своей гранью трудности и проблемы, которые с честью преодолевали вместе.

И вновь воспоминания возвращают Тамару Арсентьевну назад, в годы, ставшие уже историей для нынешнего поколения. «Вся наша жизнь связана с железной дорогой, железнодорожной школой, клубом. Мы часто ходили на вокзал. Пассажирские поезда останавливались на 20 минут, была смена паровоза. Пассажиры выходили из вагонов, прохаживались, дышали свежим воздухом. Здесь, на перроне, можно было перекусить на базарчике, где продавали еду домашнего приготовления. Круглосуточно работали ларьки, а в привокзальном ресторане за 20 минут можно было пообедать. На территории станции находилось и небольшое здание «Кипяток», где пассажиры набирали горячую воду. Останавливались и товарные эшелоны, перевозившие военных и технику на запад. После победы над Японией везли пленных японцев. Нам, детям, было интересно посмотреть на них, но милиция никого близко не подпускала. Далее, между вторым и третьим путями, стояли водонапорные колонки, от которых заправлялись водой паровозы, углём они загружались на складе топлива. А ещё паровозные топки чистили от шлаков, женщины убирали его подальше от рельсов. Женский труд на железнодорожном транспорте был незаменим, они работали наравне с мужчинами: осмотрщиками вагонов, помощниками машинистов, монтёрами пути. После войны многие получили награды.

До сих пор стоит перед глазами вокзал нашего детства. В здании находились и кабинеты начальника станции, связистов (ШЧ), билетная группа – это отдельный вход. Другой вход был для пассажиров: зал ожидания, билетная касса, камеры хранения, пункт милиции. Здесь же дежурная принимала на хранение предметы для отправки в другие города, в западной стороне вокзала находился пакгауз, где хранились крупные тяжёлые предметы. Я помню его начальника Григория Стеценко. С восточной стороны располагалось здание, здесь дежурные почтовики принимали почту. На перроне стоял ларёк «Союзпечать». Около вокзала с обеих сторон были небольшие цветочные скверики, ограждённые штакетником. Здесь все любили отдыхать. Неподалёку размещался большой стенд, посвящённый Петру Гермогеновичу Смидовичу. Желающие могли познакомиться с его биографией. С северной стороны от вокзала был магазин, рядом располагались пекарня и столовая. Ещё запомнились праздники ко Дню железнодорожника. Все собирались в клубе им. Шевчука, награждали особо отличившихся в работе, а после торжественной части всегда был концерт. Потом веселье переходило в фойе клуба, там накрывались праздничные столы для семей железнодорожников, отмечали это событие весело, с тостами, песнями и танцами. Другой традицией праздника были выезды на речку, где отдыхали всем посёлком. Подавали платформы, и паровоз вёз людей на водокачку, на реку Ин. Ехали с песнями. На местах общего гуляния были организованы торговые ряды. Это было доброе, радостное время».

Привыкшая с детства к трудолюбию, супружеская чета Якименко и сегодня не сидит без дела. Ветераны ведут активный образ жизни по принципу «движение – жизнь», держат огород в несколько соток, выращивают картофель, овощи. Тамара Арсентьевна в группе единомышленников занимается скандинавской ходьбой. Любят они общение, семейные праздники и торжества, когда приезжают внуки: у них их трое. И не нарадуются бабушка и дедушка успехам своих любимцев и тому, что внуки выросли дружными, добрыми и отзывчивыми на помощь.

Прожив столько лет вместе, отметив в 2017 году изумрудную свадьбу, супруги Якименко друг для друга стали не просто муж и жена, а родственными душами. И пусть красивые юбилеи в их семье продолжаются ещё долго.