Бриллиантовый союз

При взгляде на фотографии супругов Галины Константиновны и Юрия Анемподистовича Шваловых из с. Ключевое трудно поверить, что в прошлом году они отметили шестидесятилетний юбилей совместной жизни.

На снимках легко угадывается то тепло в их отношениях, которое они сохранили, несмотря на время. (А ведь многие семьи сегодня теряют самые хорошие чувства уже в первые годы супружества…) И до сих пор памятным остаётся начало.

Судьба свела их в Забайкалье. Там, в Александровском заводе, молоденькая Галя гостила вместе с мамой у тётушки, а бравый моряк с Камчатки приехал на побывку к родителям. Познакомились они на танцах, почти как в старой песне «под звуки вальса плавные». Очень понравились друг другу. Должно быть, это и была любовь с первого взгляда, которую невозможно забыть. Вот так две «дороги, где шли они поодиночке, слились в одну». Расставаясь, договорились писать друг другу. И полетели письма в оба конца, которые грели душу надеждой на будущее. А после службы парень вернулся домой и пригласил Галю к себе. Она, не раздумывая, отправилась на зов, поскольку уверена была в основательности и надёжности спутника.

Точкой отсчёта их семейной жизни стал незабываемый, хотя и далёкий 1960 год. Поселились молодые на улице Кузнецкой, в доме у свекрови Софьи Павловны, мудрой женщины, которая помогала им и советом, и делом. Никогда у них не было «войны отцов и детей», жили мирно, в ладу, что тоже в сегодняшних днях встречается нечасто. Старшая из трёх дочерей, Татьяна Юрьевна, вспоминает, что родители пропадали на работе с утра и до вечера. Мама трудилась зоотехником в совхозе и постоянно находилась в разъездах, объезжая на мотоцикле бесчисленные стада животных «всех мастей». И отец, водитель совхозного транспорта, тоже отправлялся в путь спозаранку. Дома оставалась любимая бабушка, которую слушались все. Она уже в пять лет научила внучку читать. И вязание девочка освоила с её помощью. Отец мечтал о сыне. «Да вот… Бог не дал», – вздыхает Галина Константиновна. Может, поэтому Татьяну воспитывали «по-мужски». И она умела многое из того, что обычно интересно мальчишке, в том числе управлять машиной.

У Шваловых имелось большое домашнее хозяйство, где, помимо крупнорогатого скота, обитали птицы разнообразных пород. Хозяева сами заготавливали сено. Да ещё успевали обрабатывать обширный огород, с которого накапывали не одну тонну картошки, закладывали внушительных размеров парник. Поэтому лишние руки были нужны как воздух. И, понятное дело, трудились в семье все. Но, несмотря на занятость, родители выкраивали время для детей. Интересовались их делами, успеваемостью, ходили вместе на родительские собрания, а частенько отец и один посещал это мероприятие, оставаясь редким папой среди большинства матерей. «Их возвращения из школы мы побаивались, – замечает Татьяна Юрьевна, – потому что по-детски всё-таки могли и пошалить». Только это был не страх наказания. Просто их очень любили, уважали, и не хотели огорчать.

Родительское влияние было велико и до сих пор помнятся домашние воспитательные уроки. Отец говорил: «Увидел гвоздь на дороге, себе не бери, не ты его там обронил. Отнеси с проезжей части подальше, чтобы никто не проколол колесо… А вот всё, что во дворе, то твоё…» Деньги в доме всегда лежали в доступном для детей месте. Но никто и никогда не брал без спроса ни копейки… И помнится, как дружны были между собой мама и папа. В редкие выходные вечером собирались вместе и в компании соседей шли в кино. Или просто сидели за столом, общались, разговаривая на разные темы. Может и происходили у них какие-то размолвки, но сёстры не припомнят «горячих» ссор и гневных криков, от которых сотрясаются стены… Зато в трудных житейских ситуациях всегда была поддержка – ласковый ободряющий взгляд или тёплое слово, помощь делом…

Здоровое начало в семье светило сёстрам в самостоятельной жизни как маяк. Никто из них не курил, не «баловался» алкоголем, все получили высшее образование. Потом жизнь внесла свои изменения, у детей появились собственные семьи, поменялось место жительства. Потянулись вслед и родители. Так они оказались в селе Ключевом в 2002 году. Дочери подарили четырёх внуков. (А потом, к общей радости, появились ещё четыре правнучки.) Когда родился первый, Женя, дедушка обрадовался: «О, парень!» Конечно, «классическое» семейное воспитание тоже не обошло их стороной. Став взрослым, Евгений однажды заметил: «Как сами привыкли жить, так и нас научили: «Не солги, не укради!» И в этих словах – признание стойких, вековых семейных традиций и приоритетов, пришедших из прошлого… Со временем и собственные традиции появились у наследников. Например, фото на память, когда вся семья собирается по большим праздникам. А это не так-то просто сделать, и чтобы встретиться, некоторым приходится, оставив дела, преодолевать многие километры. Но сокращает их сотовая связь. Не только дети, но и внуки звонят, не забывают, разговаривая по телефону, обязательно поинтересуются здоровьем, причём все, начиная с самого старшего, 34-летнего, имеющего семью и детей, и кончая самым младшим, второклассником.

«Нам нужно немногое, – говорит Галина Константиновна, – главное, знать, что им сопутствуют здоровье и благополучие. А мы от души будем радоваться их радостям, и пусть так будет всегда!»