Ей на людей всегда везло

Трудно предугадать собственное будущее. И смидовичанка Раиса Лифиш никогда не думала, что судьба забросит её куда-нибудь на «край света», за тысячи километров от малой родины.

«Моё детство было счастливым, – вспоминает она, – хорошая семья, родители – уважаемые люди, добросовестные работники. И нас, шестерых сестёр и брата, приучали к труду. Без всяких нотаций и прочих «воспитательных бесед». Больше личным примером. Конечно, мы тянулись за ними, и никогда не отлынивали от домашних дел».

Проживали они в колхозной деревне под Саранском. Семьи были небогатые, у всех всё одинаковое. Одежда самая простая, «немудрящая» – ходили в одинаковых фуфайках. Зато жили весело и интересно. Хватало времени для разных затей на свежем воздухе. Поэтому и росли крепкими. Но беззаботная пора пролетела быстро, учёба в школе незаметно подошла к концу. Долго ломать голову над тем, куда поступать, ей не пришлось. Тогда, в шестидесятые годы, пользовались популярностью всевозможные профессионально-технические училища, где можно было получать разные специальности. И девушка отправилась в г. Инсар учиться на бухгалтера в одном из таких ПТУ. После окончания вернулась домой. Отец посмотрел на неё и сказал: «Нет, в деревне тебе не жить…» И, смеясь, добавил: «Ты же коров доить не умеешь!»

Шутка-шуткой, но Раиса, действительно стала горожанкой, уехав  в г. Тольятти. Там поступила на работу в строительно-монтажное управление. А вскоре встретила будущего мужа. За ним и в Куйбышев переехала. Однако в этом городе жизнь как-то не заладилась, пришлось искать другое место. Молодой супруг решил попытать счастья на Дальнем Востоке. Так они и оказались в п. Смидович весной 1970 года. Новые края удивили несказанно. Здесь буйно росла сочная трава, цвели дикоросы. «Что за земля такая?» – недоумевала она. И в своём письме домой делилась с отцом: «Папка, здесь лодыри живут – столько травы, и никто её не косит!». Невольно приходило на ум сравнение с родной Мордовией, где в сенокос каждый уголок обкашивался из-за скудности угодий и каждый клочок сена учитывался. А тут – изобилие зелени! Но однажды её позвали на речку. Идти надо было по узкой тропке, которая вилась среди высокой густой растительности. Случайно женщина оступилась и попала в болото. Ту же картину увидела, когда за ягодой пошли: кругом – болото, куда ни глянь… Тогда только поняла, что сена там не накосишь и огорода не посадишь. Тем не менее, природа понравилась своей суровой красотой.

Так постепенно она адаптировалась и приживалась. На работу устроилась в ПМС-74, где новенькую приняли как свою. Там, управляясь с «миром точных цифр», она проработала восемь лет. (Кстати, экономические знания пригодились и в «домашней бухгалтерии», где нужно уметь планировать семейный бюджет, рассчитывать доходы и расходы.)

Раиса Ивановна замечает мимоходом: «Мне всегда везло на хороших людей, и коллеги для меня были как вторая семья». А в собственной подрастали двое сыновей. Когда у младшего обнаружились серьёзные проблемы со здоровьем, пришлось мотаться по больницам, ездить в Хабаровск. И даже в такой сложной ситуации Раиса Ивановна не могла бы пожаловаться на невнимание и равнодушие к ней медицинских работников. До сих пор она благодарна им за участие, которое вдвойне необходимо матери с больным ребёнком…

Но на этом беды не закончились. Не обошла стороной самая большая – гибель старшего сына, свалившаяся тяжёлым комом на плечи. Всю глубину её страданий поймёт лишь тот, кто пережил подобное… Не сломаться, «устоять на ногах» во многом помогла заложенная в ней стойкость. Оставшись вдовой, она несколько раз пыталась вернуться в Мордовию. Но всегда что-то удерживало.

А может быть сказывалась привязанность к дальневосточной земле, ставшей второй родиной? Непроизвольно это чувство проявляется и в её словах: «Говорят, у нас климат плохой. Почему плохой? Ведь здесь всё растёт, надо только руки приложить!»

На вопрос о своих личных интересах Раиса Ивановна отвечает: «Они пересекаются со служебными». Не один год женщина занимается общественной работой, возглавляя Смидовичское районное общество инвалидов. Здесь люди с непростыми судьбами, и у каждого – проблемы, от которых нельзя отмахнуться. Нужно поговорить, всё выяснить и найти пути решения. Обращаться приходится в разные инстанции – во ВТЭК, МФЦ, где, к счастью, можно получить любую справку, не бегая по нескончаемым кабинетам. Бывает требуется встречаться по одному только делу с немалым количеством людей. И опять Раиса Лифиш отмечает, что ей в большинстве случаев попадаются только хорошие. Но есть ведь и конфликтные люди. На то имеется свой «рецепт»: «Я не злопамятна!» Да и не припомнит она, чтобы с кем-то конфликтовала, несмотря на широкий круг общения, начиная от районного центра и до самой крайней точки «восточной стороны». Ко всем – с открытой душой. (Правда, иногда обжигалась на этом, но по-другому относиться не могла.)

Многими подопечными общества она восхищается. Взять хотя бы Александра Соловьёва. Парень с двумя высшими образованиями, разговорчивый, за словом в карман не полезет. А какой целеустремлённый Евгений Пичугин! У обоих за плечами собственный опыт выживания, которым они охотно поделятся со всеми желающими. Ребята уверены, что из любой ситуации можно найти выход.

И Раиса Ивановна тоже так думает. Ведь по натуре она – оптимист. Как важно иметь это качество, которое помогает жить. Но главное для человека – здоровье, считает она. И если оно подводит, омрачая существование, надо нацеливать себя на «позитив», находить его в самых простых вещах. Вот, например, встречаются бывшие одноклассники сыновей, которые в школьные годы бегали к ним домой. А теперь выросли, возмужали, стали солидными людьми. Но узнают на улице и здороваются. А для неё это – маленькая радость… И продолжая тему разговора о родных краях, с тёплой улыбкой замечает: «А какая хорошая у нас весна… Сколько прекрасных чувств и эмоций она дарит!» И в том, как это говорится, можно без труда угадать не только любовь к здешним местам, но ещё неистребимую надежду и веру в завтрашний день…

На этой неделе Раиса Ивановна отмечает семидесятилетний юбилей, с которым мы от всей души её поздравляем. И желаем, чтобы много, много лет ей сопутствовали здоровье, энергия и неиссякаемый оптимизм.