Здесь сказка и правда, здесь жизни игра!

Театр – это ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению, и без него, на наш взгляд, несовершенна даже самая прекрасная школа.

М. Твен

Как сделать жизнь школьников разнообразной, увлекательной, ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать ребята и в качестве актёров, и в качестве зрителей? Таким средством является театральная студия. Вот уже более восьми лет в средней общеобразовательной школе № 1 посёлка Смидовича работает детский театра-студии «Маски», руководит которым педагог-словесник Лариса Серых – человек творчески одарённый, влюблённый в театральное искусство.

Откуда же истоки этой любви? Вот как об этом говорит сама руководитель школьного самодеятельного театра: «Театральным искусством я увлекалась ещё в детстве. Училась в этой же школе и посещала театральный кружок, который вела мой классный руководитель Шамина Ирина Александровна. Когда пришла работать в образовательное учреждение уже в качестве учителя русского языка и литературы, интерес к театральному искусству сохранился».

Идея создания театрального кружка возникла у педагога в 2012 году, тогда Лариса Николаевна «взяла» классное руководство в пятом классе. Официально театральный коллектив «Маски» ведёт отсчёт с 2013 года. Это название, по словам его руководителя, родилось на летней школьной площадке, когда дети были ещё маленькими. Именно тогда и задумали появление театрального кружка, и на всю летнюю смену в него записался практически весь класс. Получился один отряд с театральным уклоном, который сами ребята предложили назвать «Маски». С тех пор название и сохранилось. Вначале пятиклассники (16 человек) участвовали в небольших сценках на школьных представлениях для младших школьников, играли в миниатюрах, вместе с руководителем ставили новогодние спектакли. Позже кружок расширился численно, его стали постоянно посещать до 30 детей среднего и старшего звена, увлекающиеся сценическим искусством.

Начинали с инсценировок русских народных сказок, в которых всегда есть место волшебству, детской мечте, фантазии. Очень выборочно подходили к выбору репертуара, скрупулёзно подбирали пьесу, продумывая состав актёров для постановки. Первыми выступлениями были сказка «Как царь невесту выбирал», мини-сценки «Новые приключения Царевны-Лягушки». Позже перешли на сказки современных авторов в обработке, такие как «Золушка, или дело вовсе не в хрустальной туфельке», «Свадьба в Кащеевке». А когда школьники повзрослели, то в репертуаре театра «Маски» появились более серьёзные постановки, рассчитанные на взрослую публику.

И благодарны ребята, когда видят, что своим спектаклем дарят радость другим, что смогли донести смысл пьесы зрителем. И заслуга в этом, конечно, руководителя коллектива, которая не жалеет для любимого коллектива ни сил, ни своего времени, чтобы  каждый ребёнок мог максимально раскрыться на сцене.

Лариса Николаевна делится своими успешно действующими педагогическими методиками: «Я никогда не навязываю детям своё мнение. Обычно приношу в класс несколько сценариев, ребята их читают, потом на занятии кружка обсуждаем и останавливаемся на понравившемся всем. Но, в основном, при выборе спектакля я ориентируюсь на то, сколько ролей в нём задействовано, чтобы все ребята могли принять участие. У нас нет такого, что кто-то ничего не играет. Пусть это будет маленькая роль, второстепенная, но ребёнок должен выйти на сцену. Поэтому очень сложно подобрать сценарий, и это объясняет то, почему мы останавливаемся на сказке. Там, как правило, много героев, а не пять-семь, как обычно в серьёзном спектакле. К тому же, мы всегда меняем роли, если в одном спектакле ребёнок сыграл главную, то в другом – второстепенную. У нас нет «звёзд». Конечно, есть дети более талантливые, а есть менее. Но я по опыту скажу – неодарённых детей нет. Надо просто их увидеть, им довериться, и они выложатся «на полную катушку. Я не могу сказать, что у меня есть какой-то лидер в группе. Есть дети, которым подходят определённые роли, и мы это учитываем при их распределении. Выбор ролей мы начинаем всегда с мнения детей, потом я говорю, кто им больше понравился и почему. И это, я считаю, правильно, потому что если ребёнок сам выбрал роль, то он её сыграет на «отлично», выложившись полностью. И у нас ни разу не было такого, чтобы их выбор не совпал с моим».

Театр – искусство коллективное. Умение работать с партнёром, не растеряв собственной индивидуальности, актёрская чуткость, ответственность перед всей актерской командой – эти навыки дают ребенку занятия в детском театре «Маски». За восемь творчески активных лет театром поставлено более пятнадцати объёмных, полных спектаклей, которые идут около или более часа. Это «Морозко», «Новогоднее чудо», «Новые приключения Конька-Горбунка», «Сказочная история», «Тайна старого сундука», «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца», «Царевна-лягушка. Среди  масштабных проектов – спектакль «Тайна старого сундука» – о проблемах подросткового возраста, о первой любви, о свободе выбора в котором было задействовано 27 человек. В сценарной копилке коллектива и тематическая постановка рассказов из «Тевье-молочника» Шолом-Алейхема, подготовленная для районного музейно-выставочного центра.

Театральный коллектив «Маски» в 2019 году стали участниками осенней творческой смены «Театральный сезон 2019», организованной на базе оздоровительного лагеря «Алые паруса». Представленная коллективом постановка «Переходный возраст» не оставила равнодушными никого и прославила талантливых ребят далеко за пределами района. Домой школьники привезли много дипломов, как общекомандного, так и личных достоинств. Они выиграли главную награду – «Победители творческой смены «Театральный сезон – 2019» и признаны лучшими в номинации «Дисциплина превыше всего». А ещё заняли первое место в квест-игре «Путешествие в страну театра» и второе – в конкурсной игровой программе «Волшебный мир театра». Театральный коллектив «Маски» за плодотворное развитие театрального школьного творчества был неоднократно отмечен и благодарственными письмами и денежной премией от главы администрации Смидовичского муниципальной района.

Поклонники школьного театра до сих пор помнят сказочную комедийную историю для старшеклассников и взрослых, которая называлась «Игра на выживание» – итогового спектакля первого театрального выпуска школы. Поставленная по мотивам русских народных сказок комедия, позволила её участникам максимально задействовать не только актёрские способности, но и использовать принцип мозговой атаки: ведь писали самодеятельные актёры свои реплики сами. Не забыли смидовичане и дебютную постановку спектакля «Чтобы помнили…» на сцене Культурно-досугового центра «Махаон» п. Смидовича, в которой объединились две труппы – молодёжная театральная студия «Маски» и народный театр современной пьесы «Седьмое чувство» (КДЦ «Махаон», худ. руководитель Светлана Хабуда). Три незамысловатые истории о войне пережили на сцене самодеятельные артисты. В каждой из них огромный смысл, радость и боль. Два часа спектакля, а в зале звенящая тишина…. Другой совместной постановкой смидовичских коллективов стала трагикомедия «Очень простая история» (режиссёр Виктор Рекрут), сыгранная на сцене районного Дома культуры. В смешной, фантасмагорической пьесе успешно дебютировали актёры театра «Маски» Максим Егоренко, Евгения Гордиенко.

Все постановки школьного театра всегда интересны и детям, и взрослым. На каждую премьеру традиционно приглашаются ветераны педагогического труда, родители и все желающие, Взрослых зрителей на спектаклях всегда больше, чем детей. Те, кто постоянно ходят на представления всегда с нетерпением ждут новых, интересных встреч с талантливым коллективом.

Все костюмы и декорации студийцы шьют, клеят и рисуют сами. Этот коллективный творческий процесс объединяет, сплачивает не только всю труппу, школу, но и семьи. Ведь, участие в подготовке спектакля принимают дедушки и бабушки, мамы и папы. В ход идёт весь подручный материал: старые шторы, тюль или простыни – всё, что можно перешить, подделать, обновить. Так, например, собирая одежду на спектакль «Апрель 45-го», ребята ходили к ветеранам, бабушкам, дедушкам, смотрели старые фотографии, чтобы выглядеть соответственно духу того времени. Актёры сами выстраивают «подмостки» и декорации, кулисы рисуют на старых простынях. Большую помощь в подготовке к спектаклям оказывают Евгений Павлович Цыпленков и Михаил Геннадьевич Берюков. Театральный сезон 2020 года в школе был завершён новогодней постановкой «Двенадцать месяцев».

Лариса Николаевна Серых в душе педагог-театрал, способная захватить внимание воспитанников, увлечь своей идеей. Занимаясь с детьми сценическим искусством, она вводят их в мир прекрасного, развивают сферу чувств, учит соучастию, развивает способности ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. И всегда повторяет своим ученикам: «Поверьте в себя, других и все у вас получится!». Хочется отметить, что в её коллективе нет проблем с актёрами на мужские роли: и мальчиков и девочек здесь всегда поровну.

За восемь лет из стен школы вышло два выпуска, увлечённых театром ребят, благодарных Ларисе Николаевне Серых за доброту, понимание и нравственные уроки жизни. Её воспитанники не забывают своего мудрого наставника, часто бывают в школе, и конечно же, стараются не пропускать премьеры своего любимого театра.

Сегодня театральный коллектив вместе с руководителем работают над новой, весёлой и задорной пьесой: в их постановочном репертуаре интерактивная сказка-балаган «Кощеевы Страсти» по сценарию Владислава Панфилова. И мы, надеемся, что скоро увидим замечательную игру самодеятельных артистов детского школьного театра-студии «Маски».

Благодаря театральному кружку учащиеся становятся более активными, инициативными и дисциплинированными, а по словам Ларисы Николаевны, они, вообще, отличаются от других детей: «Ребята не боятся сцены, не робеют выступать. Поэтому они участвуют у нас во всех школьных мероприятиях. Во всех литературных конкурсах победителями также являются члены кружка. Неоднократно они одерживали победы в районных конкурсах и представляли муниципалитет в области. Они не «комплексуют», не стесняются, открытые и с ними очень интересно. Например, во время репетиций дети высказывают свою точку зрения, предлагают, как бы они выступили. Я прислушиваюсь к их пожеланиям, потому что я и режиссёр, и сценарист, и звукорежиссёр – всё в одном лице. И их помощь мне необходима, потому что они со своей точки зрения оценивают ту или иную роль, и каждый вносит свою лепту. И самое главное – школьники задействованы, не бегают без дела по улице. Они читают художественную литературу, у них развивается артикуляция, пластика и вокальные данные. Я думаю, что дети, покинув школу, будут с теплотой вспоминать наш кружок. Мы проводили анкетирование что больше всего заполнилось им в прошедшем году и одним из положительных и эмоциональных факторов дети называли театральный кружок «Маски».

Пожелаем детскому театральному коллективу «Маски» долгих сезонов, наполненных интересными, яркими событиями.