27 июня 2018 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Данный Федеральный закон вносит уточнения в понятие миграционного учёта, описывает, какие объекты могут считаться местом пребывания, а также уточняет основания для учёта иностранных граждан по месту пребывания. Согласно новому закону, миграционный учёт по месту пребывания – это фиксация сведений об адресе места пребывания иностранца в РФ.

В качестве места пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации могут быть:

– жилое помещение, которое не является местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха);

– организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую или иную не запрещённую законодательством РФ деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

В качестве принимающей иностранного гражданина стороны могут выступать:

– гражданин России, постоянно проживающий в РФ (по прописке);

– юридическое лицо, филиал или представительство юрического лица;

– федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления;

– дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в России;

– международная организация или её представительство в РФ либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в России, предоставившие иностранному гражданину жилое или иное помещение для фактического проживания;

– организация, в которой иностранный гражданин работает в случае, если он фактически проживает по адресу организации либо в помещении этой организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

– в качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи могут выступать также высоквалифицированные специалисты, имеющие в собственности жилое помещение в России.

Основания для миграционного учёта по месту пребывания.

Иностранцы подлежат постановке на миграционный учёт по следующим адресам:

– по месту пребывания по адресу жилого помещения, которое не является его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;

– гостиницы или любой другой иной организации, которая оказывает гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристической базы, кемпинга или иного помещения, в которых иностранный гражданин фактически проживает;

– медицинской организации, которая оказывает медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации соцобслуживания, которая предоставляет социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определённого места жительства, в которой иностранец находится в связи с получением услуг этой организации;

– учреждения, которое исполняет уголовное или административное наказание, в котором иностранный гражданин содержится;

– организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность, в случае его фактического проживания по адресу этой организации либо в помещении этой организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Таким образом, новый Федеральный закон об уточнениях в миграционном учёте иностранных граждан чётко обозначил такие понятия, как «принимающая сторона» и «место пребывания иностранного гражданина», в роли которого теперь может выступать исключительно жилое помещение, где иностранный гражданин фактически проживает, то есть регулярно использует его для сна и отдыха.

Обратите внимание! В связи с вступлением в силу данного закона, работодатели иностранных граждан больше не смогут ставить мигрантов на миграционный учёт по месту пребывания по адресу своей организации, если иностранный гражданин фактически не проживает по этому адресу.

Важно! Иностранные граждане, поставленные на миграционный учёт по адресу работодателя, но фактически там не проживающие, будут оштрафованы за отсутствие регистрации в случае, если это обнаружится. Например, если проверка застанет иностранца в месте проживания мигрантов, проверит его регистрацию, а она будет оформлена на адрес работодателя, что не будет соответствовать месту фактического проживания.

Напоминаем: в случае получения иностранным гражданином второго штрафа он подлежит депортации. Поэтому оформлять миграционный учёт следует исключительно по адресу места проживания!