ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТОКАМ

Станция Ин, как и сам пристанционный посёлок, была основана в 1910 году. Название населённому пункту дано по одноимённой реке. В переводе с языка местных народов оно означает «верёвка, на которой натянута рыболовная сеть», «яма для хранения продуктов». По другим источникам название станции Ин в переводе с тунгусских диалектов означает «жизнь», «слепая кишка», «ноша, вьюк».

В 1912 году закончилось строительство участка Транссибирской железной дороги от станции Ерофей Павлович до Хабаровска. А в 1916 году с вводом в эксплуатацию моста через реку Амур у Хабаровска пошло сквозное движение поездов от Москвы до берегов Тихого океана. В то время паровозам необходимы были песок, вода, дрова, а позднее и уголь для заправки. Нужно было и депо. Такое депо, большой сарай, рассчитанный на один паровоз, появилось на станции Ин. Вместе с ним были построены для деповских рабочих и служащих жилые помещения – казармы. В первые два-три года в селении насчитывалось около 25 построек, расположенных на двух улицах (старый посёлок в районе, где сегодня находятся ПЧ-5 и НГЧ).

В 1914 году известный норвежский путешественник, учёный-полярник, исследователь Арктики, Фритьоф Нансен, совершил своё знаменитое путешествие по России, побывав в Сибири и на Дальнем Востоке, в частности, и на территории нынешнего Смидовичского района. Своё воспоминание он отразил в очерке «В страну будущего».

«Получив более или менее наглядное понятие о различных факторах и трудностях сооружения железной дороги в этой болотистой области, добрались мы вечером, в темноте, до новой ночёвки на станции Ин, настоящего городка, построенного исключительно для железнодорожных служащих и рабочих. Он расположен при реке Ин, притоке Урми, впадающем в свою очередь в Тунгуску. Тут нас угостили обильным ужином, вернее обедом, в местном буфете, который арендовал красивый грузин, щеголявший в национальном костюме – широком кафтане с нашитыми на груди кармашками для патронов. Патроны, впрочем, давно заменены деревянными пробками. Итак, и здесь мы встретили кавказцев.

Видно было, что мы попали в страну, где живут сытно, – так хорошо нас угостили. Начали с разных сортов икры – и чёрной, и красной, и свежей, и паюсной. В Амуре ловится много осетров, а кроме того, он изобилует амурской сёмгой или кетой, которая показалась мне не хуже нашей (норвежской – ред.) лососины. Вдобавок кета даёт красную икру чудесного цвета, вроде бледных рубинов. Кроме рыбы, край богат дичью, водящейся в лесах, поэтому стол наш ломился под всевозможными блюдами из рыбы и дичи…».

В 1915 году на Ине началось возведение каменного депо, в связи с чем возросло и число жителей.

С 1918 по 1922 год на территории Смидовичского района развернулись боевые действия Гражданской войны. Гром Великой Октябрьской революции разбудил таёжную глушь. Закипела жизнь, паровозы украсились красными флагами, с горячими словами выступали на митингах. Но праздник освобождения длился недолго. Японские интервенты пытались в крови потопить советскую власть на Дальнем Востоке и завладеть богатейшим краем. Японцы ходили по домам, искали большевиков, попутно без денег «покупая» всё у населения. Издевались над рабочими, убивали…

Большевиков японцы на Ине не находили. Одни были в глубоком подполье, другие ушли в тайгу в партизанские отряды. Несколько раз партизаны делали налёты на станцию. После каждого из них самураи всё больше свирепели и ещё более жёстко обращались с населением. Но большевиков, партизан они выловить не смогли. Количество рабочих, отправившихся в тайгу, партизанские отряды, увеличилось, когда генерал Калмыков объявил мобилизацию…

Далее следовали Первый, Второй, Третий знаменитые Инские бои. Победный парад на ст. Ин, организованный главкомом НРА Василием Блюхером.

В годы Гражданской войны на Дальнем Востоке инские железнодорожники воевали на стороне «красных» войск, устанавливали Советскую власть. А затем боролись с разрухой, делали всё возможное для строительства новой жизни. Об этом свидетельствуют памятники и братские могилы партизан и бойцов Народно-революционной армии Дальневосточной республики, которые находятся в черте нынешнего посёлка.

В соответствии с Всесоюзной переписью населения 1926 года общее число душ в посёлке – 2495, мужчин – 1369, женщин – 1126. В 1928 году в посёлке уже имелось почтовое отделение (телеграф, телефон, почта), в котором работали три человека, врачебный участок (больница, фельдшерский пункт, два врача, зубной врач, четыре фельдшера), два кооператива, школа-семилетка, начальная школа, вечерняя школа для взрослых, техникум мелиорации (в 1933 году – 30 учащихся), колхоз, опытно-мелиоративная станция, клуб, библиотека, кирпичный завод, районная контора Дальлеса, пекарня, детский сад и ясли, столовая, железнодорожное депо.