ТЕПЛО КРАСОТЫ РУКОТВОРНОЙ

Если посчитать всех мастериц – рукодельниц нашего района, то, как говорят в народе, можно сбиться со счёта. Николаевская жительница Лидия Григо тоже из их числа. Напомню, что она вместе с тремя другими членами общества инвалидов и волонтёрами постоянно готовит вязаные вещи к разным праздникам и датам и гуманитарные выставки, о чём мы не раз рассказывали.

Лидия Михайловна живёт в Николаевке с 1976 года и за долгие годы настолько привыкла к посёлку, что считает его своей второй родиной, которая даёт силы жить и творить. Здесь же выросли и дети, подарившие внуков. Рукоделием она занимается с юных лет. Вспоминается п. Победа, куда её направили после окончания библиотечного отделения Биробиджанского культпросветучилища. Молодёжи там было много. Жили дружно, и интересы имели разносторонние. Почти все девчонки занимались вязанием, охотно обменивались опытом и делились новинками. Но тогда Лидия вязала, в основном, носки да рукавицы. Потом близкая родственница сказала: «Чего на этом останавливаться? Давно пора к большим вещам переходить!». И дала пряжу на кофточку младенцу, появления которого ожидала. Переключиться на другое оказалось совсем несложно. Всё пошло естественным образом «по пути развития».

После переезда в Николаевку Лидия Михайловна поработала недолго в школе № 2, потом устроилась в Приамурский рыбкооп. Торговля тогда разнообразием не баловала, и умение вязать пригодилось. Из-под её рук выходили то эксклюзивный свитер для мужа, то платьица для дочек и прочие вещи, которые очень нравились всем, начиная с их владельцев. В магазине такого авторского эксклюзива, естественно, не купишь. Жизнь, заполненная бесконечными хлопотами, не оставляла ни минутки свободного времени. Так что «звенеть спицами» приходилось по ночам. Откуда силы брались? «Молодые были, энергии хватало…», – вздыхает мастерица.

Но она и с возрастом не утратила желания творить и совершенствоваться. Два года подряд посещала кружок «Серебряный крючок», который вела Лидия Андреева. Наставница говорит, что её ученица всегда стремилась к собственному мастерству прибавить чужой опыт и интересные находки, освоить что-то новое. Посетив родных в Советской Гавани, возвращалась оттуда в приподнятом настроении, сообщая знакомым: «Посмотрите, чему я там научилась!..». «Она вяжет красивее всех нас!» – добавляет Лидия Андреева.

Второе хобби Лидии Михайловны – вышивание. Под её руками распускаются цветы, самые любимые творения, пейзажи с пышной растительностью. Рождаются разные идеи, которые непременно хочется воплотить. И побыстрее заняться рукоделием.

Многие свои творения женщина раздаривает и снова берётся за дело. Оно приносит удовлетворение, смешанное с удивлением: «Надо же, как красиво получилось!». В собственном доме висят несколько её работ, вызывающих у гостей почти одинаковый вопрос: «Это кто так хорошо вышивает?». На диване «выстроились» подушечки – думки с затейливой узорчатой вязью. Такие творческие изюминки помогают создавать уют.

В недавнем прошлом, припоминает мастерица, столь древнее искусство попало в немилость общественности. Рукотворные изделия признали немодными и, приклеив ярлык «мещанство», изгнали прочь. На смену пришёл безликий стандарт, лишённый яркой фантазии. Но традиции прошлого сохранялись благодаря таким вот мастерицам.

В роду Лидии Михайловны рукоделие было привычным женским занятием. Им в совершенстве владели бабушка и мама. До сих пор помнятся удивительной красоты материнские шторы с выбитым рисунком, с которыми не сравнятся современные. Семейные традиции продолжают Лидия Михайловна и её дети. Она замечает, что вязать или вышивать получается, в основном, до огородного сезона, в холода либо в ненастные дни: «А чем ещё заниматься? Сидеть в кресле и смотреть телевизор?» – недоумевает прилежная труженица. Работа поглощает всё внимание. Незаметно бежит время, и день постепенно клонится к закату. Кропотливо из сотен малюсеньких крестиков рождается картина, на которую уходит два-три месяца. Да и то, если она среднего размера. А сейчас на очереди «Водопад» с гораздо большим форматом. Его вышивание займёт около полугода. Тут надо иметь немало усидчивости и терпения.

Одна знакомая, увидев её работы, восхитилась и тоже захотела взяться за творчество. Но скоро утомилась, бросила занятие, ужаснувшись: «Вот так сидеть часами?!..». В общем, далеко не всем оно под силу. Иное дело – настоящая мастерица, увлечённая своим любимым хобби. Работа доставляет ей радость. В каждую сотворённую вещь она вкладывает частицу души. И хочется бесконечно долго смотреть на рукотворную красоту, от которой даже в морозы веет живительным теплом.