Недавно Валентина Владимировна Марундик отметила свой девяностолетний юбилей. В этот день она принимала поздравления от родных, бывших учеников, коллег, жителей села, представителей администрации Камышовского сельского поселения. Лично приехали засвидетельствовать уважение и почёт юбилярше глава Смидовичского муниципального района Максим Шупиков и заместитель председателя правительства области Александра Филиппова.

Почётные гости поблагодарили Валентину Владимировну за многолетний добросовестный труд по воспитанию подрастающего поколения и пожелали ей здоровья, бодрости духа и оптимизма.

…Дорогу к дому долгожительницы в Камышовке найдёт любой. И не только потому, что поселилась женщина в нём без малого полвека назад. В селе «и стар и млад» хорошо знают её как учительницу начальных классов, долгие годы работавшую в школе.

Теперь многие ученики уважаемой пенсионерки уже сами давно бабушки и дедушки. И между ними, «нынешними и тогдашними», целая жизнь.

Только ушедшее время «не остудило» память. Глядя на старые фотографии пятьдесят восьмого года, Валентина Владимировна уверенно называет ребятишек по именам, рассказывая о каждом маленькие подробности.

Она относится к числу немногих людей, мечтавших о своей профессии с самого детства. Будто вчера это было, когда худенькая девочка, забыв про всё, с увлечением играла в школу. И представляла себя взрослой в окружении ребятни. В родных Иванковцах Хабаровского края ей довелось окончить семилетку. А потом в течение нескольких месяцев работать помощником повара у старого китайца, чтобы помочь семье, делившей «нужду с горем».

Спустя некоторое время мать решилась продать корову-кормилицу и на эти деньги отправила дочь к тётке в Хабаровск. Там Валентина окончила восемь классов. А поскольку была боевой и активной пионервожатой, то знали её не только учителя, но и преподаватели педучилища, располагавшегося под одной крышей со школой. Поэтому девушку приняли туда «с руками и ногами».

Шёл сорок шестой год. В послевоенное полуголодное время трудно было всем, в том числе и студентам. Жили в большой комнате общежития, где стояло десять железных коек. Спали на них по двое. После занятий Валентина с подружкой частенько таскали в столовую огромную кастрюлю с пирожками, чтобы один получить бесплатно за труды. (А до пекарни надо было пробежать не один километр.) Убирали на колхозных полях капусту, зарабатывая один кочан для себя. После занятий торопились домой голодные. Там ещё приходилось готовить еду на дровяной печке. Да и то если удавалось найти свободное место на плите. Несмотря на трудности, Валентина училась хорошо, как губка, впитывая новые знания.

В 1950 году, после окончания училища, молоденькая выпускница поехала по распределению в Улику-Национальную.

Каким был её самый первый класс? Тридцать четыре шумливых, непоседливых воспитанника, среди которых – мариец, эвенк, китаец и нанайцы.

«Я учила их, а они – меня», – говорит женщина. Топила баню, мыла, стригла ребятишек, приучая к элементарным правилам гигиены. Они же давали ей «уроки национального языка».

По утрам Валентина Владимировна входила в класс, здоровалась по-нанайски, и мигом стихала, становилась послушной детвора, минуту назад казавшаяся неуправляемой. Здесь никогда не слышалось криков. И ученики доверчиво внимали её словам, прислушиваясь к спокойному мягкому голосу.

Её любили все: и дети, и их родители.

Небольшая школа, где находилась и её крохотная квартирка, стояла на берегу реки. У самой воды был притоплен ящик. А в нём – всегда свежая рыба. Удачливые нанайцы не забывали поделиться с ней уловом: с охоты приносили мясо, дарили любовно расшитые унты и рукавички. На одном из снимков она запечатлена в красивом халате с национальным орнаментом, подаренным к празднику.

Ребятишки сильно горевали и не хотели расставаться со своей учительницей, когда той пришлось уехать по независящим от неё причинам в Николаевку. И ей разлука далась нелегко. Но так уж обстоятельства сложились.

Маленькие жители большого посёлка, её новые ученики, ничем особым от прежних не отличались. Так же требовали внимания, нуждались в опеке. И добром, одобряющем слове. И она продолжала привычную любимую работу. Терпеливо объясняла, повторяла, «разжёвывала». А если кто-то не понимал, занималась дополнительно после уроков.

Летели дни за днями, складываясь в месяцы и годы, не меняя её привычного распорядка. По утрам Валентина Владимировна с удовольствием шагала знакомой дорогой на работу и там уже с порога погружалась в водоворот школьной жизни…

Незаметно промелькнули девять лет. И снова пришлось менять место жительства, покидать посёлок, к которому успела привыкнуть. На сей раз её семья, где подрастали трое детей, переселилась в Камышовку. Небольшое село понравилось сразу своим порядком, чистотой и удобным компактным расположением. Жили здесь простые трудолюбивые люди. Многие были работниками совхоза и передовиками производства.

Новый класс с двенадцатью ребятишками поначалу показался непривычно пустым. И не удивительно, ведь в Николаевке у неё обучалось по сорок детей.

Моя собеседница делает паузу в своём рассказе и опять склоняется над альбомом с фотографиями. На снимках оживает история, возвращая к событиям прошлого. К учительским будням и праздникам, заполненным делами. К походам и экскурсиям, для которых она находила время, хорошо понимая, как природа-матушка сближает и помогает укреплять дружбу.

Лёгкая на подъём, она укладывала в котомку большущего сазана и прочие «ингредиенты» для пикника и в полном «боевом оснащении» выходила из дома. В красивом зелёном уголке на берегу останавливались, разделяясь на две группы. Мальчишки непременно устремлялись с удочками к воде, а девочки вместе с ней хозяйничали у костра. И когда рыбаки возвращались, часто пустыми, их ждала ароматная уха. Дети дружно удивлялись и радовались одновременно, садясь вместе в тесный кружок.

«Мои первоклашки», – тепло говорит Валентина Владимировна, бережно поглаживая очередной снимок. Все они для неё любимые и хорошие.

Многие, кстати, пошли по её стопам. Только из одного нанайского села шесть девушек выбрали профессию учителя, которая, по её словам, является матерью всех профессий.

Но неужели за всё время работы не было у Валентины Владимировны трудных учеников?

«Был один», – замечает она. Довелось ей однажды замещать в шестом классе заболевшего коллегу-биолога. Там учился сорванец, который остался на третий год. Он так доводил учителей на уроках, что они выбегали из класса в слезах.

После занятий Валентина Владимировна осталась с ним один на один и просто поговорила по душам, чтобы побольше узнать об этом «террористе».

Выяснила, что он любит и к чему стремится. Оказалось, мальчишка умеет прекрасно лепить из пластилина. Похвалила его за такое увлечение и предложила провести урок мастерства для своих первоклассников. И с того момента стала для него авторитетным и очень уважаемым товарищем, к голосу которого он прислушивался. Коллеги долго удивлялись, как ей удалось «укротить» хулигана.

Когда стало подводить зрение, пришлось уйти с преподавательской работы. Но ещё некоторое время трудилась гардеробщицей в школе. Не хотелось совсем покидать её, слишком многое с ней было связано.

Сегодня бывших её учеников судьба разбросала по разным местам. Кто-то рядом остался, другие живут далеко: то в Москве, а то и вовсе за границей.

Но все они помнят свою первую учительницу. А если так, то в сердце своём сохранили частицу той доброты, которую она им всем щедро дарила и которой учила всю жизнь, сея «разумное, доброе, вечное».