Основателем нашей железнодорожной династии был мой прадедушка Иван Шкреба, который родился в 1908 году в Амурской области. В 1930 году со своей женой и детьми Иван Филиппович переехал жить на станцию Ин (Еврейская автономная область). Имея за плечами всего четыре класса школы, он устроился работать осмотрщиком вагонов в вагонно-паровозное депо. Когда началась Великая Отечественная война, Ивана Филипповича призвали на фронт, защищать Родину. Летом 1945-го он вернулся и продолжил свою трудовую деятельность, проработав в том же депо ещё шесть лет.

Мой дедушка по другой линии, Сергей Харин, родился в
1927 году. Во время Великой Отечественной войны работал трактористом в маленьком селе Николаевке Долгоруковского района Липецкой области. В 1948 году Сергей Иванович ушёл в армию. Служба его проходила на территории ГДР, где три года он был командиром танка. В это время его родители, братья и сёстры переехали из Липецкой области на постоянное место жительства в посёлок Смидович (железнодорожная станция Ин), куда по окончании службы и приехал мой дедушка. Там весной
1951 года встретились и поженились Сергей Харин и Любовь Шкреба, дочь Ивана Филипповича (моя бабушка).
Образовалась новая молодая семья, которой нужны были средства на жизнь, и Сергей Иванович устроился работать кочегаром паровоза в депо. Параллельно дедушка посещал вечернюю школу и окончил семилетку. Кочегарами на паровозах могли трудиться сильные, крепкие мужчины, потому что работа требовала больших физических нагрузок. Сергей Иванович был ответственным,
серьёзным, добросовестным и внимательным работником. Благодаря этим качествам он перешёл из кочегаров сначала в помощники машиниста, а затем, пройдя 9-месячные курсы в Хабаровске, стал машинистом паровоза в обменном пункте станции Ин.
Машинистов, у которых не было телефонов, о необходимости выйти на работу оповещала вызывальщица, которая приходила за ними домой. У Сергея Ивановича такая работница была частым гостем. Кстати, его двоюродная сестра Зинаида Журавлёва была одной из таких вызывальщиц паровозного депо станции Ин. Мой дед славился ответственностью и отзывчивостью, поэтому он частенько выходил на работу по праздникам, в выходные дни и ночное время.
В 1983 году Сергей Иванович ушёл на заслуженный отдых. Общий стаж его работы на железнодорожном транспорте составил
32 года. За эти годы он был удостоен многих государственных и отраслевых наград. Перечислю некоторые из них: Значок «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта», медали «За трудовую доблесть» (1966 год), «Ветеран труда»
(1983 год).
Дедушка и бабушка вырастили троих дочерей, двое из которых связали свою жизнь с железной дорогой. Старшая дочь, Валентина Ярцева, окончила Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ) по специальности «Экономика». После института по распределению она уехала в Иркутск, где проработала с 1979 по 2011 год, сначала экономистом, а на пенсию выходила уже начальником билетного бюро станции Иркутск.
Муж средней сестры, Леонид Калашников, проработал в
ПМС-74 на станции Ин почти
30 лет. Прошёл путь от
машиниста козлового крана до начальника участка производства ПМС.
Младшая дочь, Ирина Сергеевна (моя мама), окончила институт в Хабаровске и в 1985 году вышла замуж за Константина Волкова (моего отца), который после окончания ХабИИЖТа по специальности «Автоматика, телемеханика и связь» по распределению поехал работать на строящуюся Байкало-Амурскую магистраль в неизвестный посёлок Этыркен Верхнебуреинского района. Мама отправилась за ним. Они были молодыми специалистами, полными энтузиазма, их воодушевляла «стройка века».
Всю свою трудовую жизнь отец работает старшим электромехаником станции Этыркен Ургальской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Мама 15 лет трудилась телефонисткой, а после того как должности телефонисток на маленьких станциях упразднили, перешла работать электромонтёром СЦБ в бригаду моего отца. Сейчас родители трудятся в одной бригаде, а стаж их работы на железнодорожном транспорте составляет по 26 с половиной лет.
Как и все дети, мы с братом
частенько бывали на предприятиях у родителей. Большое количество всевозможных лампочек, разноцветных проводов, неизвестных устройств, которые могут переводить стрелки и зажигать светофоры, соединять одних людей с другими в разных городах, притягивало наше внимание. Стабильная зарплата и уверенность в завтрашнем дне предопределили наш выбор. В общем, после окончания школы перед нами не стоял вопрос, куда пойти учиться.
В 2008 году я окончила Дальневосточный государственный университет путей сообщения по специальности «Автоматика, телемеханика и связь». Работала электромехаником линейно-аппаратного зала в Комсомольском региональном центре связи на станции Новый Ургал. Сейчас тружусь на станции Комсомольск-Грузовой ведущим инженером центра технического обслуживания Комсомольского регионального центра связи. Мой брат, Виктор Волков, учится в ДВГУПСе по той же специальности и работает электромехаником на станции Этыркен в Ургальской дистанции сигнализации, централизации и блокировки.
Но железнодорожная династия моей семьи не ограничивается родственниками по линии мамы. Среди родственников отца также немало железнодорожников. Иван Благов (мой дедушка) после возвращения с фронта с 1945 по 1975 год работал монтёром пути на станции Ин. Муж родной сестры моего отца, Яков Колодко, был машинистом электровоза на станции Хабаровск-1, сейчас он трудится ревизором на Сахалинской железной дороге. Общий стаж его работы на железнодорожном транспорте – 33 года. Племянница моего отца, Любовь Бондарева, с
2009 года является ведущим бухгалтером в Хабаровском общем центре обслуживания.
Если сложить все годы работы, то железнодорожный стаж нашей семьи на сегодняшний день составляет около 233 лет. Осознавая свою принадлежность к представителям и продолжателям такой династии, я переполняюсь чувством гордости и ответственности за то, что было начато ещё в
прошлом веке. Профессия железнодорожника всегда являлась почётной, а железная дорога – престижным и высокооплачиваемым местом работы. Думаю, будущее поколение нашей семьи, глядя на своих родителей и прародителей, сделает правильный выбор профессии на всю жизнь. Главное – знать и помнить свои корни.