Лидия Фомина родом с Алтая. А в Хабаровск приехала вместе с мужем-военным, которого направили служить в краевую столицу. Было это в 1997 году.

Многим то время запомнилось как нестабильное и безденежное: зарплату не платили, и хотелось поправить своё материальное положение. Однажды она пошла в магазин за хлебом и увидела объявление о том, что требуется продавец. Вот так, имея специальность программиста-экономиста, и оказалась в торговле. Кстати, с детства об этом мечтала.

На новом месте не только за прилавком стояла, но была ещё фасовщицей и уборщицей, стремясь заработать «копейку». После отпуска вернулась к «разбитому корыту» – магазин закрыли. Устроилась в другой, «Славянский базар», но через три месяца заболела. А когда вышла с больничного, продавцы сказали, что она там больше не работает. «Почему?» – растерялась от неожиданности женщина и побежала к начальству: думала, уволили. Однако, оказалось наоборот – повысили в должности, доверили заведовать отделом, потому что понравилось, как она относится к своим обязанностям.

Спустя семь лет женщину пригласили в один из магазинов сети «Новоторг» товароведом, где она за довольно короткий срок «поднялась» до директора. В этом движении вперёд приобрела ценный опыт. И вот тогда, в 2007 году, Лидия Ивановна решила попробовать организовать собственный бизнес. Её все отговаривали от столь, казалось бы, опрометчивого шага, ведь за душой не имелось никаких сбережений, не говоря уже о том, чтобы наскрести на стартовый капитал. Поэтому начинала с малого: взяла в аренду помещение и стала мотаться по базам с сумками в руках, таская на себе тяжёлый товар. Примерно через полгода почувствовала острую необходимость в транспорте и сдала экзамен на права. И уже через год открыла второй магазин.

В период становления труднее всего было создать надёжный коллектив. Его костяк составили продавцы, которые потянулись следом за ней после её ухода из «Новоторга». Бизнес отнимал много сил и времени, и в какой-то момент неудержимо захотелось хотя бы немного отдохнуть, съездить на море. Но волновал вопрос: «Кого оставить за себя?». Помог случай, подарив встречу с бывшей коллегой Верой Шулеповой, с которой на прежнем месте обе находились на руководящих должностях. Та искала подработку и согласна была устроиться к ней хоть уборщицей. В общем, всё решилось как-то само собой. С тех пор они так и трудятся вместе уже в течение десяти лет. Вера Михайловна давно стала её правой рукой, надёжной и верной помощницей, что не раз подтверждалось жизнью.

Лидия Ивановна признаётся, что не может долго сидеть на одном месте. И когда знакомый сказал, что в с. им. Тельмана продаётся торговая площадь, не стала упускать этот шанс. Захотелось иметь свой дом на земле и чтобы магазин был «под боком». Всё как раз и соответствовало её желаниям.

И снова ждали естественные в таком деле хлопоты. Но ещё подстерегали неожиданные испытания, посылаемые судьбой. У жителей села дурной славой пользовалась приобретённая ею в мае торговая точка, которую не однажды обворовывали. В августе здесь произошло нападение на продавца. После того случая ещё раза три грабили. Как и любой женщине, столкнувшейся с жестокостью и наглостью похитителей, ей было боязно. Напряжение не покидало и дома после работы. Лаяли в темноте собаки – становилось тревожно, неуютно, не хотелось выходить на улицу. Муж по роду своей занятости не мог разделить её тревог и поддержать в трудный момент. Но потом както всё успокоилось, утряслось. В том числе и в отношениях с людьми, хотя поначалу тут были свои трудности. Некоторые покупатели сознательно пытались спровоцировать скандал, нарочито проявляя недовольство, им всё было не так да не этак.

Лидия Фомина, человек по натуре не конфликтный, всякий раз старалась разрулить ситуацию, предложив разумный подход: «Давайте не будем ругаться и поговорим спокойно…». В конце концов даже самый непримиримый «боец торгового фронта» смягчился и закопал «топор войны». Её терпеливое доброжелательное отношение сыграло в том большую роль. «Надо жить дружно», – к слову замечает женщина. Она готова выслушать любого посетителя, пойти навстречу, не отмахиваясь от его просьбы, открыть магазин пораньше, обслужить уже после окончания работы, если есть в том нужда, хотя совсем не обязана этого делать. И своим продавцам не забывает сказать: «Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы они к вам относились». Но при всём при том в принципиальных вопросах она предъявляет им жёсткие требования. Не терпит, когда обсчитывают и обвешивают: «Чужого не надо!».

Приходилось «хлебнуть» немало, испытывая нехватку тех же кадров. Уходит в декрет молодая женщина, а замены нет. Сама за прилавком стояла, дочь помогала, которая для неё стала настоящей палочкой-выручалочкой, привыкшая к самостоятельности с начальной школы, с того времени, как мама занялась предпринимательством. Конечно, и других трудностей на первых порах хватало, особенно в связи с кардинальными изменениями, при переходе на новую систему работы. Порой руки опускались и одолевали сомнения: «Зачем затеяла это рискованное предприятие?». Но Вера Шулепова поддерживала: «Не волнуйся, я уверена, что у тебя всё получится!». Она согласилась поехать за Лидией Ивановной, когда та решила перенести свой бизнес в село. Обе подумали в тот момент примерно одинаково: «Как я буду без неё?». Теперь Вера Михайловна ездит из города сюда, тем самым удивляя жителей. Их даже путают порой, потому что они стали похожи как родные сёстры. Да по сути ведь так оно и есть. Здесь они вместе с самого начала уже три года.

Лидия Ивановна тепло говорит и о товароведе Ирине Костылевой, которая трудится в одном из двух сельских магазинов. Можно быть спокойной за судьбу дела, поскольку она справится со всякой проблемой, умея самостоятельно принимать правильное решение, и никогда не подведёт.

Сегодня рядом с ней находится и супруг, который вышел на пенсию. Дочь из города приезжает на выходные, помогая справляться с домашними делами. Огород садят. Некоторые знакомые говорят: «Ты больная! Зачем тебе это нужно?». «А я на грядках мысли в порядок привожу», – замечает она с улыбкой. После отпуска насобирала столько ягоды, что многих удивила хорошим урожаем. Как нужны в деловом распорядке такие «огородные паузы», помогающие обрести душевное равновесие! А потом снова в машину – и в путь. И опять удивляются сельчане, видя её за рулём немало побегавшего по дорогам «иноходца»-микроавтобуса, а не какого-нибудь крутого «крузака». Она этого удивления не понимает: автомобиль должен служить не для утверждения личных амбиций, а для работы.

В своём деле ей удалось достичь стабильности, но… «Я люблю, когда вокруг меня всё в действии, постоянно крутится-вертится и обновляется». Лидия Ивановна чутко прислушивается к себе. Интуиция подсказывает: что-то грядёт. А может быть, это ветер новых перемен уже «стучится в дверь»?