В Доме культуры п. Николаевки самодеятельные артисты театрального кружка «Этюд» представили вниманию зрителей постановку «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева.

Премьера – и вдруг – форс-мажорная ситуация. Зал наполнен, уже прошло пять театральных минут, а занавес не открывается. И извинение:

– Нет главного исполнителя… Подождите, пожалуйста, минут сорок, если сможете… хотите – на улице, там солнечно, тепло.

Исполнитель, Александр Жукович, – самое важное лицо драмы, исполняющий роль коменданта 171 разъезда, тридцатидвухлетнего старшины Федота Евграфовича Васкова.

Я не знаю, почему сегодня проснулась тяга к драматическому искусству, к самодеятельному творчеству, но все зрители терпеливо ждали актёра, который не по своей воле задерживался. Все, за исключением «действующих лиц и исполнителей», до рези в глазах всматривающихся в каждую замаячившую на горизонте чёрную машину.

Открылся занавес. Первые аплодисменты всем, кто работал над декорациями. И потрясающая полуторачасовая тишина, которую прерывали аплодисменты. А будут, уверена, и овации, ведь мастерство – «дело наживное», и оно обязательно придёт.

А на сцене уже Лиза Бричкина (Екатерина Никитина), все девятнадцать лет прожившая в ощущении завтрашнего дня. Слов-то у актрисы маловато, больше движения. Навытяжку в строю. В бане, где над ширмой видны чьи-то головы и веник, скорее всего берёзовый. И трагическая сцена. Всё её существо дышало словами Васкова: «После споём с тобой, Лизавета, вот выполним боевой приказ – и споём». Крылья несли её через лес, и проскочила она мимо приметной сосны, где стояли вырубленные старшиной надёжные слеги.

Декораций в этой сцене всего-то ничего: длинная узкая рыбацкая сетка (голь на выдумку горазда), набитая кусками пряжи под цвет болотной жижи, просвечивающееся белое полотно, собранное из простыней, высотой метра полтора через всю сцену, легко появляющееся и исчезающее. И Лиза. В зале замерли. Видим: в руках у неё суковатая палка. Лизавета упирается из последних сил, навалилась,.. ещё немного… Сухая предательская дубина трещит. Всего на шаг в сторону шарахнулась от разорвавшегося перед самым носом пузыря, наполненного болотным газом. Погибает на наших глазах. И белый журавлик, ангел… Нет Бричкиной на этом свете… В роли ангелов, журавликов – пять шестилетних девочек из танцевальной группы «Эдельвейс» (руководитель Олеся Филина, ученица 11 класса, школа № 2).

Соня Гурвич, переводчица, отличница в школе и в университете. Соня читает стихи. В руках актрисы тоненькая книжка Александра Блока. Мы принимаем её поэтическую душу, понимаем неловкость Васкова: у него четыре класса образования. Автор ему не знаком. В роли Сони – Анна Ахмерова. Кинулась она за кисетом старшины. Не махорка ему была важна: но имел цену подарок с вышивкой: «ДОРОГОМУ ЗАЩИТНИКУ РОДИНЫ». Белый журавлик взмывает в небеса. Одновременно, следом или чуть раньше журавлика Лизы Бричкиной.

Перемещается на глазах у зрителя декорация. Скала заняла нужное место. Всё понятно: изменилась боевая обстановка. Меняет её Васков, потому что война – это «кто кого передумает». Александру Жуковичу не нужен был суфлёр, как, впрочем, каждому из актёров. Это он, едва отдышавшись, как Чацкий – «с корабля да на бал». Правда, Александр Андреевич попал на праздник, а нашему Александру предстояло сразу же ринуться в бой.

Мы вместе с ним теряем Галю Четвертак, «замухрышку» из детдома, жившую в воображаемом мире активнее, чем в действительном. Четвертак – Катя Ахмерова – немногословна. Ей предстоит надеть сапоги, снятые с ног убитой Сони. Жутко. Придуманной мамой оправдывается… Катя играет так, что мы не прощаем врагу смерть Гали, потому что она живая уже убита была, до немцев не дойдя, ни разу по врагу не выстрелила.

Погибает девятнадцатилетняя Женя Комелькова. В роли Жени – Светлана Рудень, удачно подобранная на этот образ. Девушки на неё, как на чудо глядели. Старшина даже глаза закрывал: красота ослепляла и страшила. Женя могла спастись, но она всё делает для того, чтобы увлечь за собой как можно больше фашистов и подальше отвести их от смертельно раненой Риты Осяниной.

– Так глупо, несуразно и неправдоподобно умирать в девятнадцать лет, – говорит автор. Душа зрителя разрывается от боли. (Чтец от автора Лена Дорошева.)

Рита Осянина, командир первого отделения, младший сержант. Жила, затянутая ремнём на самую последнюю дырочку. Рита Осянина – Наталья Кудиярова. Как в роль вошла! Сколько сдержанности! Ни одного лишнего движения и сколько характера! Рита мужественно и сурово приняла неизбежную реальность. Она не жалела себя, своей жизни и молодости, сама добилась отправки на фронт, в последние минуты думала о том, что важнее, чем она сама, её трёхлетний сын Алик.

Квартирная хозяйка Васкова Мария Никифоровна. Ира Полищук в этой роли, пышнотелая, домашняя, пронизанная семейным началом, – олицетворение спокойствия. Будто и в самом деле 171 разъезд – курорт. Ласковая хозяйка, плавно скользя по сцене, яишенку с салом подносит Федоту Евграфовичу, на столе глиняные горшочки, наверняка заполненные чем-то вкусненьким. Хозяин, надёжный мужчина, не полюбить которого невозможно. Будто бы нет войны в мае 1942-го, не бомбят немцы день и ночь канал и мурманскую дорогу, а на юге не продолжает борьбу блокированный Ленинград.

И вдруг диверсанты. В роли фашистов-разведчиков папы – Ахмеров и Жукович старший. На немцах маскировочные костюмы, осторожное бесшумное перемещение. Едва слышная чужая речь. Не замечаешь, что это запись. Перед глазами настоящий враг. Мария Никифоровна (Ира Полищук) мгновенно меняется. Собрана, без суеты заполняет сидор, не забывает положить сало. Теперь война, нужно помочь старшине уничтожить фашистов.

Не победили 16 диверсантов пятерых девчат да старшину с наганом. На том стояли и стоять будем.

Не все важные сцены повести Бориса Васильева по объективным причинам удалось сыграть, выручил умелый чтец от автора. Лена воспроизводит и его очень яркие мысли…

Зал аплодирует стоя…

Сначала спасибо Александре Владимировне Филиной за то, что собрала в Доме культуры п. Николаевки кружок любителей театрального действа. И среди них – семьи Ахмеровых, родители с дочерью; Жукович, отец и сын с дочкой; Филиных – не исключение – мама с дочерью и приёмные дети тоже. Как без них обойтись? Название театрального кружка – «Этюд». Стоит ли понимать его как наброски к части будущей большой работы, а нынешняя премьера только её начало? Время покажет.

Спасибо Марии Михайловне Ушаковой, всячески поддержавшей благое начинание, директору Николаевского Дома культуры.

Многократное спасибо руководителю «Этюда» – за выбор материала. На сцене не пустышка из современного детектива, не любовный пошлячок, а одно из лучших произведений о Великой Отечественной войне – Борис Васильев «А зори здесь тихие…». За смелость взяться за большую вещь, которая помнится по замечательному фильму. Спасибо всем актёрам за ответственное отношение к любительскому занятию. За костюмы, декорации, изготовленные собственными силами. Многие знают, что для этого коллективу кружка приходилось проводить бессонные ночи, а ведь они, в основном, все работают где-то, за то, что «тянут» зрителя к простой честной прозе о человеке, твёрдо стоящем на земле, даже если это топь.