Когда говорят или пишут о войне, неизменно вспоминают тех, благодаря кому наша страна одержала победу над врагом: воинов, сражавшихся на фронтах, рабочих, колхозников, трудившихся в тылу. Но очень редко, мало или совсем ничего не рассказывается об артистах фронтовых бригад…

Таким было начало

В июне 1941 года труппа Малого театра находилась в Волынской области, недалеко от г. Ковеля. Артисты давали шефский концерт для служащих рабоче-крестьянской Красной армии. Было запланировано несколько выступлений в разные дни, в том числе 22 июня. Тогда труппа фактически оказалась в зоне боевых действий. Однако было принято решение не отменять гастроли. По сути, именно актёры Малого театра оказались самой первой фронтовой бригадой.

На второй день войны было обнародовано обращение Центрального Комитета профсоюза работников искусства СССР, в котором говорилось: «Где бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-Морского флота, работники искусств разделят с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством Победы над фашизмом». Этот призыв был подхвачен незамедлительно многими коллективами. В одну из первых фронтовых бригад вошли московские актёры. Такие же бригады сформировали в Центральном театре Красной армии (всего их оказалось девятнадцать), театре Киевского военного округа и Смоленском драматическом театре, в годы войны переименованном в театр Западного фронта.

Одно это говорит о многом: жизнь артистов практически была неотделима от фронтовой. Всего было создано около четырёх тысяч бригад, сыграно, в общей сложности, более одного миллиона концертов и спектаклей, в работе которых участвовали сорок две тысячи артистов.

Возвращались не все…

«И разве артисты при этом рисковали своими жизнями как военные?» – бросают некоторые упрёк в их сторону. Да, рисковали и погибали так же, как и те, кто воевал с оружием в руках. Театр народного ополчения, созданный на Ленинградском фронте, первые концерты давал на аэродромах. Не все сразу могли их посмотреть, потому что многие отправлялись на боевые задания. А когда возвращались, для них артисты показывали ту же программу, которую уже отыграли. Случалось попадать под обстрелы и принимать огонь на себя.

Народная артистка СССР Нина Сазонова входила в состав десятой фронтовой бригады. И не раз оказывалась на волосок от смерти. Как-то наступила на противопехотную мину и целый час стояла, замерев, в ожидании сапёра. А однажды, во время исполнения песни, которую она пела дуэтом с подругой, раздался громкий крик: «Все на землю!». И вслед за этим показались немецкие бомбардировщики. Обе девушки были одеты в яркие костюмы, хорошо заметные с воздуха. Тогда солдаты заслонили их собой… Но десятая бригада впоследствии почти вся погибла, попав в окружение под Харьковом. Одной из немногих выживших оказалась Нина. Она в одиночку пробиралась к своим. Скрываясь от фашистов, пряталась в стогу сена. В одном селе старушка дала ей сарафан вместо военной гимнастёрки. Падая от усталости, Нина, в конце концов, набрела на лагерь наших солдат.

Вдогонку… за фронтом

Порой, приехав на место, члены труппы уже не заставали бойцов, потому что фронт откатывался дальше. Приходилась догонять, уезжая с последними санитарными эшелонами. Но в них артисты не сидели сложа руки, а помогали младшим медработникам и сиделкам, брали на себя их обязанности, когда не хватало рук. И, конечно же, играли и пели…

Помогали, чем могли

Артисты постоянно собирали деньги на закупку военной техники для действующей армии. Ежедневные отчёты о собранных средствах публиковались в газете «Правда». Например, исполнительница народных песен Лидия Русланова подарила 1-му Белорусскому фронту две батареи «Катюш» и четырнадцать ракетных установок. Артисты Малого театра собирали деньги на самолёты, Свердловского театра музыкальной комедии – на танки. Два боевых истребителя лётчикам 1-го Украинского фронта подарил лично Леонид Утёсов. Двенадцать бомбардировщиков Як-9Б были построены на средства коллектива Малого театра и поступили на вооружение одной из эскадрилий 909-го истребительного авиаполка.

Истории известны имена…

Многие артисты, ставшие впоследствии знаменитыми, выступали в составе фронтовых бригад.

За шесть дней до начала войны 19-летний талантливый танцор Борис Сичкин вошёл в труппу ансамбля песни и пляски Киевского военного округа. Ему выдали солдатскую форму для выступлений, но в ней он оказался не на сцене, а в действующей армии. Именно на войне Борис Сичкин освоил образ весёлого конферансье, который ему пригодился позже в роли Бубы Касторского из «Неуловимых мстителей».

С ансамблем Юго-Западного фронта артист побывал в местах особенно тяжёлых сражений – от Сталинградской битвы до Курской дуги. «…Под Курском принял решение бросить ансамбль и бежать на фронт, – вспоминал Борис Моисеевич. – Меня быстро присоединили к группе солдат и погнали на переформировку… попросился в пулемётчики… Несколько дней был на фронте: стрелял, и в меня стреляли… О моём побеге было сообщено в политуправление. Вскоре в часть явились два майора из политуправления и арестовали меня как дезертира… Несколько дней находился под арестом, наконец, доставили к начальнику политуправления фронта… Генерал спокойно объяснил мне, что я самовольно бросил часть, а это наказуемо. Что касается пользы, то в ансамбле от меня больше толку, чем на передовой. И пришлось вернуться в свой коллектив, а дело с военным трибуналом было закрыто».

Тарапунька и Штепсель смешили бойцов

В Киевском театральном институте познакомились два весёлых студента – одессит Ефим Березин и полтавчанин Юрий Тимошенко. Оба получили дипломы в 1941 году, и оба с первого дня войны отправились на передовую в составе ансамбля Юго-Западного фронта. Тогда и сложился их дуэт. Знаменитые образы Штепселя и Тарапуньки они придумали уже после войны, а с 1941 по 1945 год смешили бойцов, выступая под масками повара Галкина и банщика Мочалкина. Поначалу повар походной кухни в колпаке и банщик с берёзовым веником в руках казались начальству слишком легкомысленными для армейского ансамбля, но уже через несколько месяцев трудно было представить выступления без их смешных сценок.

На палубе военного корабля

Став лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, 30-летний и мало ещё кому известный Аркадий Райкин вошёл в руководство только что созданного Ленинградского театра эстрады и миниатюр. С ним он и отправился на фронт поднимать боевой дух. Фронтовая бригада под руководством Аркадия Райкина выступала на флоте. Именно на фронте впервые появились у Райкина сатирические миниатюры, ставшие его визитной карточкой.

В своей книге «Без грима» артист вспоминал: «Да, мы не ходили в атаку и в разведку, не стреляли из винтовок и орудий, не пускали под откос поезда, не ремонтировали танки в студёных цехах. И тем не менее работа, которую мы делали, была важна. Мы проехали десятки тысяч километров, выступали на кораблях и батареях, на заводах и полевых станах, в землянках и госпиталях. Не раз попадали под бомбёжки и артобстрелы, а однажды ночью даже залетели на самолёте в тыл к противнику (это было в 1944 году в Латвии; самолёт сбился с курса, и нас обстреляли из зенитных орудий). Нам приходилось работать почти круглые сутки, мёрзнуть и голодать».

Песня вместо наркоза

Чтобы понять в какой-то мере значение искусства на войне, можно привести в пример одну конкретную историю.

Исполнительница народных песен Лидия Русланова записалась в первую фронтовую бригаду и уже в июле 1941 года выступала на передовой. «Боевое крещение приняла под Ельней, – вспоминала певица. – Только закончила одну из песен, как над головами появились юнкерсы в сопровождении мессершмиттов. Посыпались бомбы, затрещали пулемёты, задрожала земля от взрывов… Смотрю, никто и ухом не ведёт, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже…».

Лидия Русланова дала более тысячи концертов, а во время коротких приездов в тыл записала несколько пластинок для фронта. Народный артист СССР, фронтовик Анатолий Папанов вспоминал: «Военный госпиталь. И громкий, словно пытающийся скрыть неуёмную радость, голос Лидии Руслановой: «Валенки, валенки». Пластинку крутят несколько раз. Мы знаем, что ставят её по просьбе бойца. Ему надо ампутировать ногу, а анестезирующих средств в госпитале не осталось. Он согласился на операцию без наркоза. Попросил только: «Поставьте мою любимую песню «Валенки».

Подарки сражаются

На следующий день после начала войны музыканты оркестра Леонида Утёсова отправили заявления о вступлении добровольцами в ряды Красной армии. Но получили отказ – оркестр мобилизовывался для обслуживания воинских частей. Что только не предпринимали командиры, чтобы заполучить Утёсова в свою часть – лишь бы бойцы услышали любимого артиста.

В своей книге «Спасибо, сердце!» Леонид Осипович рассказал про выступление в 1942 году: «За несколько часов до концерта музыканты увидели, как наш самолёт атаковал немецкий «мессер», но три лётчика успели прыгнуть. А когда начался концерт, к зрителям присоединились три человека в лётных комбинезонах. И, кажется, никогда я так не старался…».

Именно после этого случая пятому Гвардейскому истребительному авиаполку были подарены два самолета Ла-5Ф, построенных на средства музыкантов оркестра. Их назвали «Весёлые ребята». «Подарки» оркестра Утёсова сделали 250 успешных вылетов, участвовали не менее чем в 20 воздушных боях.

Маяк для пилотов

Большой театр, в котором пел неподражаемый тенор Иван Козловский, в начале Великой Отечественной был эвакуирован в Куйбышев (Самару), но он не захотел отсиживаться в тылу. Артист стал участником фронтовой бригады, с которой объездил почти все фронты. «Летели мы над харьковской землёй. Вдруг командир просит меня подойти и взять наушники. Я услышал песню «Солнце низенько» в моём исполнении. «На ваш голос летим, – сказал пилот, – это радиомаяк, наш ориентир», – вспоминал Иван Семёнович. Знаменитый тенор дал более тысячи концертов.

Дошли до Берлина

Вместе с военнослужащими участники фронтовых бригад прошли весь путь до Берлина. Двенадцатого мая 1945 года у стен Рейхстага состоялся триумфальный концерт Победы с участием большого числа артистов. На этой дате вместе с войной закончилась история фронтовых бригад, история всеобщего противостояния врагу и одной на всех Победы.