В тяжёлые годы Великой Отечественной войны рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли как люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.

Собаки

На войне собаки несли самую разную службу.

Ездовые – подвозили на передовую на небольших телегах боеприпасы и увозили на них же раненных солдат. С линии огня они спасли около 700 тысяч раненых и доставили около 3500 тонн боеприпасов.

Собаки-миноискатели – это была одна из самых востребованных собачьих «профессий». Миноискатель Дик «проходил службу» во 2-ом отдельном полку специальной службы. Самой известной его заслугой является обнаружение 2,5 тонного фугаса с часовым механизмом. Собака нашла снаряд в фундаменте Павловского дворца (Ленинград) за час до момента взрыва. Если бы не Дик, то взрыв унёс бы тысячи человеческих жизней. За годы войны с его помощью было обнаружено и обезврежено около 12 тысяч мин.

Собаки-санитары отыскивали в лесах и болотах наших раненых бойцов и приводили к ним медпомощь. К тому же они таскали на себе небольшие рюкзачки со всеми необходимыми медикаментами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи. Мухтар – собака-санитар. Он спас около 400 раненых бойцов, в том числе и своего проводника, ефрейтора Зорина, контуженного взрывом бомбы.

Собаки – истребители танков. Не самая приятная собачья «профессия», появившаяся в период войны. Этих животных готовили к одному единственному заданию в их жизни – подрыву вражеских танков. Для этого их тренировали не бояться подлезать под движущиеся танки. Перед заданием на них одевали специальные мешки с минам. И как только собака оказывалась под бронетехникой, снаряд взрывался. Причиной прекращения использования собак подобным способом стал тот факт, что такие четвероногие бойцы стали бросаться под гусеницы не только немецких, но и советских танков.

Собаки диверсионной службы занимались подрывом мостов и немецких поездов. Овчарка Дина – первая собака-диверсант. Участник «рельсовой войны» в Белоруссии. Она смогла успешно осуществить подрыв эшелона противника на перегоне Полоцк – Дрисса (19 августа 1943 год). В результате были уничтожены 10 вагонов, и большая часть железной дороги выведена из строя. Также она отличилась при разминировании города Полоцка, где в одном из госпиталей обнаружила мину-сюрприз, оставленную немецкими солдатами для наших ребят.

Немецкая овчарка Джульбарс – участник Великой Отечественной войны. «Служил» в 14-ой штурмовой инженерно-саперной бригаде. Единственная собака, награждённая медалью «За боевые заслуги». Благодаря его отличному чутью были разминированы 7468 мин и более 150 снарядов на территории Чехословакии, Австрии, Румынии и Венгрии. Джульбарс принял участие в параде на Красной площади 1945 года. Незадолго до этого события, 24 июня, четвероногий герой получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак. Тогда Сталин приказал нести пса по Красной площади на своей шинели. Поэтому её нёс на руках командир 37-го отдельного батальона разминирования, кинолог, майор Александр Мазовер.

Во время Великой Отечественной войны на фронте «служили» 40000 собак, были созданы 168 специальных воинских частей, их использовавших, 69 отдельных взводов нартовых собак, 29 отдельных рот миноискателей, 13 отдельных специальных отрядов, 7 учебных батальонов курсантского состава Центральной школы служебного собаководства.

У нас уважают собаку недаром:

Собака на фронте была санитаром,

Связистом, сапёром. Порою собаки

На танки бросались во время атаки.

Да, на войне получалось и так,

Что «тигры», «пантеры» боялись собак.

Верблюды

В 1942 году немецкие войска подступали к Волге. Для подвоза боеприпасов, горючего и продуктов на фронт не хватало техники и лошадей. Нужен был транспорт для отправки раненых в госпиталь. Для этих целей было решено использовать верблюдов.

В сформированном в Астрахани 902-м стрелковом полку 284-й стрелковой дивизии девятого стрелкового корпуса «служило» почти два десятка верблюдов. Машка и Мишка входили в боевой расчёт командира орудия, сержанта Григория Нестерова. Он довёл свою пушку до самого Берлина и не поменял верблюдов на технику. Бок о бок с людьми они прошли тысячи километров и утром 30 апреля 1945 года вошли в Берлин. Боевой расчёт, в составе которого были командир, старший сержант Нестеров, наводчик Кармалюк и Мишка с Машкой, тянувшие орудие, дал один из первых залпов по Рейхстагу.

Спустя несколько недель после Победы верблюды были определены в московский зоопарк.

Лошади

Лошади тоже приближали Победу, хотя их вклад, на первый взгляд, был не так заметен. Конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но там, где не пройдёт никакая техника, он может сделать это незаметно. Число лошадей было огромно: около трёх миллионов. В тогдашней армии они были не только в кавалерии: шли по военным дорогам бесчисленные обозы, на них перевозились пушки и многое другое. Животное практически было основной тягловой силой.

За годы войны погибло более миллиона лошадей. Впрочем, потери среди конного состава были бы несравненно больше, если бы не чётко организованная ветеринарная служба, действовавшая на фронте. Подавляющее большинство раненых и заболевших лошадей возвращалось в строй после лечения.

Лоси

Применение лошадей зачастую приводило к расшифровке расположения базового лагеря: отпечатки подков были хорошо заметны в лесу. Тогда и появилась идея использовать лосей. Их следы не вызывали подозрений.

Для подготовки лосей была создана специальная группа. Их объезжали и приучали к выстрелам. Большого распространения применение в военных целях лоси не получили – связано это было с понятными трудностями по организации обучения бойцов. Тем не менее, около двадцати этих животных были направлены в разведывательные отделы армии. Известны случаи успешных рейдов наших разведчиков на лосях в тыл противника.

Почтовые голуби

Всего за годы войны почтовыми голубями доставлено более 15 тысяч сообщений. Голуби представляли собой такую угрозу для врага, что нацисты специально отдавали приказы снайперам отстреливать их и даже натаскивали ястребов, которые исполняли роль истребителей. На оккупированных территориях издавались указы Рейха об изъятии всех голубей у населения, большая часть которых просто уничтожалась, наиболее породистых отправляли в Германию. За укрывательство потенциальных «пернатых партизан» их хозяину было только одно наказание – смерть.

21 ноября 1941 года гитлеровцы захватили Ростов-на-Дону, и один из приказов оккупантов был об уничтожении голубей. Они не хотели допустить передачи сведений нашим войскам за Дон. Только голуби Вити Черевичкина, не подчинившегося приказу, носили разведывательные данные через Дон в Батайск. Выслеженный фашистами Витя был убит с голубем на руках. Ему было 14 лет. После войны в Ростове-на-Дону открыли парк имени Вити Черевичкина, где установлен памятник, на котором мальчик прижимает к плечу голубя.

Отряд разведчиков, находясь в глубоком тылу противника, попал в окружение и потерял связь со своей частью. Единственная рация была разбита, а прорвать окружение было невозможно. К счастью, у бойцов был проверенный в делах один-единственный тренированный сизый голубь под номером 48. Портдепешник (футлярчик для депеш) с донесением был прикреплён к воздушному связисту. Во время полёта голубя атаковал натасканный для этих целей фашистский ястреб, но пернатому почтальону удалось уйти. На голубиную станцию он прилетел в сумерках и буквально упал под ноги дежурному рядовому солдату. Раненая птица тяжело дышала, одна лапка у неё была сломана. После передачи в штаб донесения, её прооперировал ветеринарный врач.

Злые пчёлы

Победить противника часто помогали нестандартные ходы.

В самом начале войны во время боёв под Смоленском один советский взвод оказался неподалеку от деревни, где были медовые пасеки. Несколько часов спустя в деревню вошла немецкая пехота. Поскольку немцев было гораздо больше, чем красноармейцев, те отступили в сторону леса. Казалось, надежды спастись не было. Но тут одному из наших солдат пришла в голову гениальная мысль: он принялся переворачивать ульи с пчёлами. Разозлённые насекомые были вынуждены вылететь наружу и стали кружиться над лугом. Как только фашисты приблизились, рой набросился на них. От многочисленных укусов немцы визжали и катались по земле, а советские солдаты в это время отступили в безопасное место.

Кошки

Необходимость в годы войны в кошках была велика – в Ленинграде их практически не осталось, крысы атаковали и без того скудные запасы продуктов. В осаждённый город привезли четыре вагона дымчатых кошек. Эшелон с «мяукающей дивизией», как прозвали питерцы этих животных, надёжно охранялся. Кошки стали очищать город от грызунов. К моменту прорыва блокады практически все подвалы были освобождены от крыс.

О возможно единственном выжившем в блокаду коте – Максиме – ходили легенды. В дом его хозяев в послевоенное время водили целые экскурсии – все хотели посмотреть на это чудо. Умер Максим от старости в 1957 году. Не осталось во время этой чудовищной войны никакого следа от целой обширной популяции немецких карликовых кошек – кенгуровых… Порода была истреблена вся «подчистую».