Судьба моя – железная дорога

Валентина Петровна Тетюшина происходит из династии железнодорожников. Её дедушка строил КВЖД (Китайско-Восточную железную дорогу). Условия там были суровые. Слякоть, холод, бездорожье, комары, скудное пропитание. Инструменты – самые примитивные: лом, кирка да лопата. Ютились в бараках, малоприспособленных для проживания. Часто болели и умирали. Дедушка едва дожил до 48 лет, а бабушка, которая находилась вместе с ним и разделяла все тяготы жизни, тоже подорвала здоровье и прожила 45 лет. Отец Валентины Петровны был начальником станции Тёмная Забайкальской железной дороги.

Ещё в детстве отец напророчил, что дочка пойдёт по его стопам. В семье она была четвёртой по счёту, перед ней – трое братьев. Валентина
Петровна вспоминает: «Однажды папа взглянул на нас внимательно и сказал: «Вот Валя и будет начальником станции, а вы, пацаны, не пойдёте!». С раннего возраста девочка всё время сопровождала отца на работу и была там своим человеком. В пять лет научилась работать на аппарате Морзе. В то время сообщали об отправлении поезда на соседнюю станцию. Тогда не было связи, как сейчас, и отстукивали сообщения морзянкой, обратно шла лента: «Понял, поезд принял дежурный по станции» и его фамилия.
Было предвоенное время с железной дисциплиной, а потом началась война, и отец
серьёзно сказал: «Валюська, главное – учись!» и опять повторил: «Тебе всё равно работать начальником станции». Сам он от плохого питания ослабел, нуждался в отдыхе, восстановлении сил. Но команда была: «Начальники станции с работы не уходят круглосуточно». Приходилось осуществлять жёсткий контроль, чтобы не допустить крушения и неполадок.
Как-то раз Валя принесла отцу обед. А он, держась рукой за желудок, отошёл в угол и упал, потеряв сознание. В это время, как специально, шёл поезд, который нужно было обязательно встретить с фонарём. Немного придя в себя, отец показал глазами, чтобы дочка вышла вместо него. Маленькой и хрупкой девчушке пришлось очень напрячься, потому что фонарь был тяжёлый, но она справилась. Потом, опять по просьбе отца, она отстукала сообщение на соседнюю станцию о том, что поезд прошёл. Только вот как подписать, не знала. Девочка трясущимися руками давала телеграмму, а в конце поставила: «Валя, дочь начальника станции». А на другой стороне сотрудник НКВД сидел. Он насторожился: «Кто у аппарата? Почерк не Клочихина!». Не миновать было бы беды, за такое нарушение отвечали по законам военного времени. Но фактически она «разрулила» ситуацию, иначе пришлось бы останавливать движение. Всё это выяснилось позже и окончилось благополучно, а пока отец, который немного оправился, послал дочку домой, сказав ей: «Пусть мать собирает сумку с вещами. Положит туда кусочек хлеба, вяленое мясо и тёплые носки. За мной приедут и посадят».
Окончив десятилетку, Валя поступила в железнодорожный техникум сразу на третий курс. Училась хорошо, азбуку Морзе сдала на «отлично», а преподаватель не мог понять, откуда она так хорошо знает этот предмет. Студенческая жизнь была интересна, занимались спортом, художественной самодеятельностью. Она любила лёгкую
атлетику, но результатов больших не достигла, потому что питание было плохое. Когда шла на экзамен – мать давала стакан сладкого чая и кусочек хлеба. «Ешь, а ребятишки потерпят», – говорила она.
В 1957 году Валентина окончила техникум и в марте вышла работать на станцию Ин, куда направили. Её начальник обрадовался: «Будешь мне заменой». Он был практик высочайшего класса, но безграмотный, поэтому новоиспечённая сотрудница печатала, вела приём, увольнения, всё было возложено на неё. Первая должность – дежурная по парку. Выписывала предупреждения, и сама относила машинистам.
Валентина была свидетелем модернизации Инского участка стальной магистрали. Например, при ней была оборудована первая платформа для пассажирского поезда, и в этом же году появилась новая должность – старший технический конторщик станции Ин. Чуть позже – старший техник по учёту. Должность серьёзная, тут надо было точно знать и количество вагонов, и простоев. Насколько точно всё сделаешь, от этого будут зависеть результаты работы всего коллектива. Она справлялась со всей работой, не допуская промахов.
За всё время случались разные ситуации, порой опасные. Автоматики ещё тогда не
существовало. И приходилось переводить стрелки вручную, даже на морозе держа железо голыми руками, ручкой курбелем крутить до упора, чтобы система замкнулась. Только тогда поезд разрешалось пускать. Однажды ей показалось, что щелчка, который означал перевод системы, не было. Ведь там не дожмёшь какой-то миллиметр, и произойдёт крушение. А поезд уже пошёл. В страхе Валентина зажмурила глаза – почудилось, что состав движется прямо на неё… И лишь когда он прогромыхал мимо, она перевела дух…
Валентина Петровна была очень ответственная и серьёзно относилась к своей работе, поэтому быстро шла на повышение. Сначала занимала должность заместителя начальника станции, а потом стала начальником. Вот так сбылись пророчества отца.
Станция, возглавляемая ею, вскоре вошла в число лучших не только в дальневосточном регионе. И это неслучайно. Ведь её должность называют по-настоящему мужской. В оперативной работе начальнику станции подчиняются все службы, и здесь надо проявить себя волевым, решительным и умным руководителем.
Валентина Петровна была именно такой. Многие вспоминали, что какой бы сложной ситуация не была, она никогда не кричала на подчинённых и не унижала их, но требовать умела. Добивалась многого. Благодаря ей был возведён виадук, после того, как с «высокой» трибуны обратилась прямо к члену краевого политбюро Геннадию Подгаеву с вопросом: «Вы не видели, как под вагонами лезут дети? Одного я сама лично вытащила…». А ещё в посёлке появилась асфальтовая установка, была пробита скважина для воды в благоустроенном районе. Когда по инициативе райкома партии ей пришлось стать председателем поселкового Совета, с железной дороги уходила с горькими слезами. Слышала гудки локомотивов, грохот составов и душой стремилась туда, на свою стальную магистраль, потому что в её судьбе она была главным делом.