Проходят годы. События военных лет 1941–1945 годов отодвигаются всё дальше в прошлое. Участников того времени остались единицы. Но народ не забывает тех, кто шёл в бой, шёл на смерть во имя Родины.

Ушли на фронт и мои родные: дедушка – Филатов Дмитрий Спиридонович, дядя – Николай Дмитриевич. А когда моему отцу, Филатову Алексею Дмитриевичу, 25 февраля 1943 года исполнилось восемнадцать лет, призвали на войну и его. Все они проживали в селе Кочелай Мордовской АССР.

Папа участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками в составе 854-го стрелкового полка пулемётчиком в звании сержанта. Это как раз то время, когда шли бои под Смоленском. Перед воинами ставилась задача не только отбросить врага дальше от Москвы, но и освободить древний город. Бои были ожесточённые.

После войны отец особо не любил рассказывать о тех сражениях. Свежи ещё были раны, тяжелы воспоминания. Папин брат пережил плен, много выстрадал, а его отец числился без вести пропавшим.

Когда я училась в начальной школе, папа часто встречал меня в непогоду, прикрывая полой плаща, он нёс мой портфель. Рядом с ним я старалась шагать в ногу, также прихрамывая. Быстро пробежали годы. Накопилось много вопросов. Когда я прочитала военно-медицинский документ, мне стала понятна хромота отца на правую ногу. Повреждение правого бедренного и седалищного нервов после ранения сделало его инвалидом. Вот так, одним махом, осталась несбыточной мечта стать шофёром.

Война для её участника не может оставить приятные воспоминания. Но они были. Отец рассказывал, как в минуты небольших передышек между боями случались короткие и неожиданные встречи с земляками. Обменивались новостями о жизни в селе, о родных и близких. Папа со слезами вспоминал о встречах в госпитале. Он не курил, но в тот момент папироска из рук знакомого была радостью. Когда находился на излечении в госпитале, надеялся увидеть своего отца. Это был октябрь 1943 года. Он не знал, что Филатов Дмитрий Спиридонович к тому времени был убит. 1 сентября 1943 года его похоронили в братской могиле № 67-1571 с. Екимовичи Рославльского района Смоленской области. В могиле 1078 человек. Об этом стало известно только в 1986 году.

Меня всегда интересовал вопрос, страшно ли было. Не думаю, что кто-то мог ответить отрицательно. Но это не тот страх, который заставляет спрятаться за спину другого бойца. Это было опасение за свою молодость, за тех, кто остался дома: за маму и младшего брата. Боязнь того, как они будут жить, если он не вернётся, прибавляла сил.

Папа награждён орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими юбилейными медалями и орденами. Филатова Алексея Дмитриевича не стало в 2003 году.

Нет моего дяди Николая, нет дедушки. Но вот уже который год мы, их дети, внуки, правнуки и праправнуки, выходим с портретами в строю «Бессмертного полка» в Калининграде, Санкт-Петербурге, Перми и Хабаровске, Смидовиче. Это общая наша память и печаль. Я каждый год прихожу на митинг, посвящённый празднованию Дня Победы. И всегда возлагаю цветы к обелиску, надеясь, что кто-то приносит цветы к братской могиле, где покоится прах моего дедушки в далёкой отсюда Смоленской области.