День сапожника объединяет всех, кто занимается дизайном, изготовлением и шитьём обуви, а также её ремонтом. Это весьма древнее искусство и вряд ли кто-то с точностью сможет сказать, когда именно человеку «надоело» ходить босиком по земле.

Строго говоря, в том была жизненная необходимость – уберегать важную часть тела от холода и травм. Первоначально обувное дело являлось исключительно ручным, причём хоть и нелёгким, но чрезвычайно востребованным. Шили всё – от тапочек и до сапог. Искусный обувщик всегда был на вес золота. История знает такие примеры. В недавнем прошлом был широко известен гений сапожного мастерства, которого молва окрестила «королём сапожников и сапожником королей» и имя его – Сальваторе Феррагамо. Итальянец по происхождению и выходец из многодетной, очень бедной семьи, он ещё в девятилетнем возрасте смастерил для сестрёнки первую свою пару башмаков, поскольку обеспечить всех детей обувью родители были не в состоянии. Добившись больших успехов, шил обувь для голливудских звёзд и прочих знаменитостей. Думаю, что и у нас были прекрасные мастера, с течением времени преданные забвению.

Лишь по рассказам очевидцев сегодня известно, например, что «тачали» они обувь, которая вполне могла конкурировать с зарубежной, а то и превосходить её по многим показателям. В самом деле, трудно сейчас представить, что те же летние туфли из хорошей кожи можно было скрутить в трубочку и положить в маленькую дамскую сумку, с тем, чтобы сразу после работы городская девчонка имела возможность переобуться на танцплощадке. Она в такой обуви могла протанцевать «целую вечность» без устали, потому что туфли практически не ощущались на ноге. Но сегодня, к сожалению, о наших обувных традициях мало кто помнит…

Как случалось во многих отраслях, постепенно производство с большими мощностями, способное производить тысячи пар обуви в год, стало вытеснять ручной труд. Но и при таких глобальных изменениях оставалось главное требование – максимальное удобство и комфорт. И кто хотя бы однажды набивал себе в процессе ходьбы мозоли, очень хорошо понимает это.

Слова «сапожник» или «башмачник», которые, собственно, и означают изготовителя столь необходимой вещи нашего гардероба, сегодня почти исчезли из обращения. По большей части, бытуют «обувщик» или «мастер по ремонту обуви», которые продляют срок её службы, давая туфлям и сапогам вторую, а то и третью жизнь. И, кстати, зачастую ощутимо экономит деньги заказчика. Однако проблему ремонта обуви у нас решить не так-то просто. Почему?

Жительница п. Волочаевки замечает, что у них такого мастера нет. Вот и приходится ехать в город или п. Николаевку. Многие жители посёлка, как показывает беглый уличный опрос, о его существовании даже и не подозревают, поскольку «за закрытыми дверями» и при отсутствии рекламы его не найдёшь. Да и в абсолютном большинстве населённых пунктов его вряд ли сыщешь. Исключение может составить, пожалуй, п. Приамурский. Но… сапожник, который успел поработать в Николаевке и по дороге к приамурчанам «растерял энтузиазм», уже подумывает о прекращении своей деятельности, с трудом зарабатывая на «хлеб и соль». Кажется, парадокс?

Людям требуется периодически ремонтировать обувь, а заказчиков почти нет, в отличие от прошлых лет, когда ни одна полка с принятыми на починку башмаками не пустовала. Можно и самому убедиться в «производственных простоях», понаблюдав за работой в течение часа. За это время мастерскую посетили всего три клиента. Одному надо было подбить кирзовые сапоги, другому – сотворить новую набойку, а третьему – восстановить каблук. Всё это – небольшие заказы с «копеечным гонораром». Многие, как пояснил сам мастер, исходя из собственных наблюдений, работают в городе и там же «попутно» чинят обувь. Даже услуги по изготовлению ключей, которые он параллельно предоставляет, не спасают положение.

Как решаете проблему с ремонтом обуви? – спросила нескольких наших земляков. Оказывается, для этого есть, в основном, три пути – ехать в город, что накладно, искать любителя-исполнителя, что хлопотно или… освоить самому ремонтные премудрости. По крайней мере, самые простые. Так поступает Василий Мишин, бывший строитель, а ныне умудрённый жизнью пенсионер.

«Сейчас, – говорит он, – можно найти разные сапожные «прибамбасы». А уж всяких клеёв хватает в достатке. Есть очень неплохие из серии «супер». Прихватят подошву, не отдерёшь. Единственное препятствие – её структура, представляющая полые «квадратики», а это нынче не редкость. К ним трудно что-то приклеить, а бывает и вовсе невозможно…».

Сорокалетняя Галина постоянно возит в своей сумочке заветный тюбик из этой же, моментальной серии, который спасал её не раз, когда подошва буквально посреди улицы отваливалась. «Выберу в городском шуме местечко потише, прихвачу клеем отставшее место и дальше бегу, потому что высыхает за секунды», – делится она своим опытом. И оказалось, что подобных ей «самоучек» немало.

Но какие бы средства ни использовали такие «кустари», одно хочется заметить, что День сапожника они с полным основанием могут считать своим праздником.