О муниципальной системе образования в контексте стратегических ориентиров: результатах, проблемах и задачах шёл разговор на совещании педагогических работников района, которое состоялось 28 августа

В работе совещания приняли участие глава Смидовичского муниципального района Александр Тлустенко, заместитель главы администрации района по социальным вопросам Светлана Рыбакова, председатель комитета образования ЕАО Татьяна Пчёлкина, ректор института повышения квалификации педагогических работников Наталья Лазарева, а также главы администраций городских и сельских поселений, руководители и педагоги образовательных учреждений, молодые специалисты.

Говорили о насущном: об эффективности и результативности деятельности учителя в условиях принятия федеральных государственных образовательных стандартов.

Как это выглядит на практике, участники совещания увидели в ходе мастер-классов, которые показали их коллеги на базе школы № 3 пос. Смидовича. Совмещённый метапредметный урок по географии и математике: «Многообразие стран мира», «Натуральные числа, площади» провели педагоги школы № 18 пос. Приамурского Ольга Малахова и Ирина Артемьева. Учитель русского языка и литературы школы № 4 с. Даниловки Вера Ничук наглядно объяснила, как она применяет в своей работе Сингапурскую методику обучения. А учитель географии и биологии школы № 1 п. Смидовича Алла Москаленко поделилась опытом, как научить ребёнка читать текст и при этом осмысливать прочитанное.

Пленарное заседание, прошедшее в большом зале районной администрации, открыла исполняющая обязанности начальника отдела образования Лилия Конова. Она предоставила анализ эффективности муниципальной системы образования в 2016–2017 учебном году.

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, в основе которых лежит системно-деятельный подход, потребовалась перестройка педагогической практики, интенсивного освоения наставниками новых средств обучения и современных образовательных методик, в том числе с применением информационных технологий и практики дистанционного обучения. Сегодня все образовательные учреждения, включая детские сады, оснащены компьютерной техникой, интерактивными и мультимедийными комплексами. Это даёт возможность активно использовать информационные технологии. В муниципалитете сложилась твёрдая тенденция снижения нагрузки на один персональный компьютер, используемый в учебных целях. Однако сегодня этот показатель ниже областного. При этом перед педагогами поставлена новая задача – в настоящее время предстоит решать вопросы материально-технического и учебного обеспечения процесса перехода на ФГОС школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Отмечая развивающийся компонент системы образования в условиях реализации стандартов, Лилия Конова остановилась на общих итогах образовательной деятельности школ за 2016–2017 учебный год.

Наметилась тенденция снижения успеваемости по отдельным предметам, следовательно, руководителям учреждений необходимо усиль работу в этом направлении.

К положительным аспектам можно отнести и прохождение государственной итоговой аттестации.  Если сравнивать с областными результатами, то по математике базовой, истории, литературе, информатике районный средний балл выше, а по русскому языку, математике профильной и обществознанию держится на одном уровне.

Вместе с тем, у Лилии Коновой вызывает озабоченность то, что, по сравнению с прошлым годом, районные показатели среднего балла по ЕГЭ в 2017 году понизились. Это касается обществознания, истории, химии, биологии, географии, английского языка, информатики.

Примечательно и то, что уже на протяжении девяти последних лет выпускники районных школ уверенно удерживают второе место в области (после Биробиджана) по количеству медалистов. Для достижения высокого уровня подготовки школьников в районе была принята и уже несколько лет активно реализуется муниципальная целевая программа «Талантливые и одарённые дети». За последние три года её база возросла с 80 до 130 человек – это призёры и победители муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов и соревнований.

По итогам учебного года и государственной итоговой аттестации семь выпускников района награждены государственными и областными медалями «За особые успехи в учении».

По словам Лилии Коновой, в районе уделяется особое внимание созданию условий для получения любым ребёнком качественного образования, в том числе для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которых в районе сегодня проживает 184. С этой целью уже создана безбарьерная среда для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в нескольких образовательных учреждениях. Там установлены пандусы для детей-инвалидов. В школе № 3 п. Смидовича обеспечено комплексное оснащение: отремонтированы полы, туалет, установлен пандус, приобретён специальный подъёмник. Работа в данном направлении продолжается.

Реформирование подходов к дошкольному образованию потребовало самого пристального внимания к детским садам. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, и в районе в этом плане сделано немало. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря, что обеспечивает воспитанникам игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, а также возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых.

Не на последнем месте находятся в районе и учреждения дополнительного образования. Благодаря их развитию и целенаправленной работе сегодня можно гордиться достижениями воспитанников.

Говоря о повсеместно внедряющемся в настоящее время в стране Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне», докладчик сделала акцент на том, что все школы района определены центрами ГТО. Кроме этого, проведена работа по обучению судей. В этом году 422 учащихся (14 %) и 33 педагога (19 %) приняли участие в сдаче тестов ГТО.

В общеобразовательных учреждениях охвачено систематическими занятиями физической культурой и спортом около 98 % обучающихся. Наиболее массовыми видами спорта являются лёгкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей, восточные единоборства, ходьба на лыжах. В школах района в 2016–2017 учебном году функционировали 134 спортивные секции, в которых занимались 82 % от общего числа обучающихся.

Введение одного часа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в соответствии с требованиями федерального стандарта начального общего образования и основного общего образования позволило увеличить долю учащихся 1–6 классов, занимающихся физкультурой и спортом во внеурочное время, в сельской местности до 100 %.

Ежегодно около двух миллионов рублей из средств районного бюджета направляются не только на финансирование участия школьников муниципалитета в районных, областных и всероссийских конкурсах и состязаниях различного уровня, но и на поддержку лучших школьников и педагогов района.

Особую важную роль в муниципальной системе образования, по мнению докладчика, играет кадровая политика. Ведь в основе успешного обучения ребёнка лежит высокий профессионализм учителя.

– Система образования Смидовичского муниципального района – очень сложный механизм, который нуждается в постоянной отладке, – подытожила своё выступление Лилия Конова. – Наряду с позитивными процессами развития остаются проблемы и отдельные вопросы, которые необходимо решить в следующем учебном году. Это недостаточный уровень квалификации педагогов, по-прежнему не решена проблема прохождения государственной итоговой аттестации всех выпускников. Следует также обратить особое внимание на обучение детей предметам по выбору, в том числе естественно-математического цикла. Ещё раз хочу обратить внимание педагогов на правильность выбора учащимися профиля обучения. Кроме того, необходимо продолжить грамотно организованную профессиональную ориентацию обучающихся общеобразовательных организаций района. Нам предстоит приложить максимум усилий, чтобы выполнить все поставленные перед нами задачи.

Об эффективности и результативности деятельности учителя в условиях ФГОС рассказала методист Центра по обслуживанию образовательных учреждений Татьяна Шахмоведева. Она акцентировала внимание участников совещания на том, что нельзя получить планируемый результат, не освоив новое направление в деятельности учителя. Это умение анализировать качество предмета, который он преподаёт.

– Мы сегодня должны понимать, что через систему знаний школьника выявляются предметные, межпредметные качества самого педагога, – сказала она. – В этом случае универсальные действия ученика становятся для него и руководителей школ настоящим управленческим инструментом, позволяющим целенаправленно формировать рост владения ребёнком знаниями для их использования в жизни. Миф о том, что педагог обучает ученика, развенчивает сама жизнь. Если такая формула лежит в основе профессиональной деятельности преподавателя, то он реализует только свои цели и задачи. В таком случае происходит следующее: учитель даёт знания школьнику, а тот при этом не учится. Именно это и есть основная проблема сегодняшней школы и педагога.

Что нужно сделать для того, чтобы ученик учился сам, было наглядно показано в ходе проведённых мастер-классов.

Председатель комитета образования ЕАО Татьяна Пчёлкина отметила, что система образования района занимает одно из ведущих мест в области. Тем не менее, нерешённых вопросов здесь ещё много. В частности, необходимо направить усилия на уменьшение учеников, обучающихся во вторую смену. Для этого нужно принимать управленческие решения, как в отношении педагогической нагрузки, так и эффективного использования помещений. Необходимо также повысить профессиональный уровень педагогов. Если в 2014 году первую и высшую категорию в районе имели 49 % учителей и педагогов дошкольных учреждений, то на сегодня этот показатель снизился до 32 %. Ещё одна проблема, касающаяся района, – отсутствие групп продлённого дня. Особенно в начальных классах, где дети во второй половине дня могли бы остаться в школе под присмотром педагогов. К тому же, эта услуга теперь возможна не только на бесплатном уровне, но и на платной основе.

Затронула Татьяна Михайловна и тему перевода школ и детских садов на региональный уровень. С этой инициативой выступило Министерство образования Российской Федерации, и 16 регионов её уже поддержали. В правительстве области тоже обсуждали этот проект, но решили отсрочить вступление в него ещё на год, для того чтобы за это время ещё раз всё проанализировать и взвесить возможные риски и издержки.

– Конечно, без участия муниципалитетов здесь не обойтись, потому что если школы примут статус областных, они всё равно останутся на территории района, и ходить в них по-прежнему будут ваши дети, – сказала Татьяна Пчёлкина. – Соответственно, без тесной взаимосвязи с администрацией района нам не решить всех проблем.

Затем перед педагогами выступил глава Смидовичского муниципального района Александр Тлустенко. Он поприветствовал всех присутствующих и рассказал о том, что сделано для развития муниципальной системы образования органами власти, руководителями учреждений, педагогами и родителями во время подготовки школ к новому учебному году. В итоге все учебные учреждения приняты без каких-то серьёзных замечаний со стороны надзорных органов. Сегодня многие школы района имеют новый современный облик, что способствует нормальному прохождению учебного процесса. А педагогический коллектив считается одним из самых стабильных и мощных в области.

– Примером этому служит достойное участие в региональном конкурсе «Учитель года» наших педагогов, где они занимают призовые места, – сказал Александр Петрович. – А педагог музыкальной школы п. Николаевки Татьяна Сиденкова заняла второе место в Межрегиональном конкурсе исполнительного мастерства преподавателей «Золотой ключ». На сегодняшний день выпущено немало изданий, познакомившись с содержанием которых можно увидеть много интересного из жизни наших преподавателей. В этом году педагогическое сообщество района пополнилось десятью новыми педагогами, трое из них – молодые специалисты. Тем не менее, нам есть, над чем работать, нерешённых задач в нашей системе образования ещё много.

Александр Петрович искренне поблагодарил руководителей всех школ, детских садов и учреждений дополнительного образования за достойную подготовку к новому учебному году. Несмотря на финансовые трудности, все учреждения образования сегодня выглядят неплохо. «Это говорит о том, что здесь работают неравнодушные ответственные коллективы – отметил глава района. – В преддверии нового учебного года желаю вам всем удачи, выдержки, творческих успехов, благодарных учеников».

По уже сложившейся доброй традиции, не обошлось это мероприятия без вручения муниципальных наград отличившимся в работе педагогам за высокие результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Премией главы Смидовичского района награждены Людмила Андрианова (директор средней школы № 10, п. Волочаевка); Тамара Дьякова (инструктор по физической культуре детского сада № 7, п. Смидович; Алла Москаленко, учитель географии средней школы № 1, п. Смидович).

Почётной грамотой главы Смидовичского района отмечены Нина Казицкая (заместитель директора средней школы № 10, п. Волочаевка); Вера Ничук (учитель русского языка и литературы средней школы № 4, с. Даниловка).

Благодарность главы района объявлена Вере Баландиной (учитель математики средней школы № 7, п. Николаевка); Альбине Буровой (учитель физики и математики средней школы № 4, с. Даниловка); Евгению Вялкову (учитель средней школы № 5, с. Камышовка); Наталье Перминовой (заведующая детским садом № 2, п. Приамурский); Инне Семёновой (директор школы-сада № 22, с. им. Тельмана); Нине Тишковой (заместитель директора по учебной работе средней школы № 11,  с. Волочаевка); Галине Шершовой (директор школы-сада № 9, с. Песчаное).

Ценным подарком главы района  награждена Галина Седова (директор средней школы № 11, с. Волочаевка).

Благодарность Собрания депутатов Смидовичского района объявлена Елене Бутиной (учитель начальных классов средней школы № 2, п. Николаевка); Наталье Громовой (учитель русского языка и литературы средней школы № 8, с. Аур); Татьяне Филюшиной (воспитатель детского сада № 74, с. Камышовка).

Цветы, подарки, поздравления и пожелания успешной работы в этот день были также адресованы молодым специалистам: учителям начальных классов школы № 3 п. Смидовича Анфисе Аполихиной и школы № 7 п. Николаевки Анне Акимовой, а также учителю математики школы № 3 п. Смидовича Анастасии Загурной.

Церемония награждения сопровождалась музыкальными номерами, подготовленными артистами художественной самодеятельности района.

Сегодня на территории района функционируют 14 организаций, реализующих образовательные программы дошкольников, которые посещают 1236 детей.

Общая численность педагогических работников в муниципальных общеобразовательных учреждениях составляет 210 человек, в том числе 183 учителя. В детских садах трудятся 108 педагогов.

В 2016–2017 учебном году в 13 школах района обучались 3018 учеников. Показатель качества знаний учащихся по-прежнему остаётся стабильным – 43,1 % (2016 год – 42,3 %, 2015 год – 43 %), в ЕАО – 42,1 %. На уровне прошлого года остаётся и успеваемость – 99,7 % (средняя по ЕАО – 97,7 %).

Районные показатели среднего балла по ЕГЭ повысились. По русскому языку они составили 67 баллов (2016 г. – 60,8), физике – 46 (2016 г. – 43), литературе – 63 балла (2016 г. – 60).

Денежными сертификатами главы района по итогам конкурса «Школа года–2017» и «Детский сад–2017» награждены школа № 10 п. Волочаевки и детский сад № 2 п. Приамурского. Диплом главы муниципального района и сертификат на приобретение мебели вручён победителю конкурса на лучший учебный кабинет – школе № 7 п. Николаевки.

На данный момент различными формами дополнительного образования охвачены 39,2 % детей в возрасте от 5 до 18 лет. Более 49 % ребят занимаются в спортивных секциях, 36 % – в объединениях в области искусства, 5,8 % – технического творчества.