Интересные факты про Парад Победы
В Интернете можно найти много информации о том, как готовился и когда состоялся Парад Победы в Москве в 1945 году. Интересно почитать воспоминания его участников, которые подмечали в то время незначительные, а сегодня очень ценные для нашей истории моменты этого действия. В газете «Комсомольская правда» было найдено несколько фактов о Параде, которыми захотелось поделиться с читателями.
Парадов Победы в 1945 году, кроме московского, было ещё три: два в Берлине – 4 мая прошли советские военные, а 7 сентября – все союзные войска. По предложению Жукова от каждой союзной нации участвовали сводный полк в тысячу человек и бронетехника. 16 сентября – в Харбине, посвящённый окончанию Второй мировой войны.
Директива о подготовке к Параду 24 июня 1945-го в Москве ушла в войска в конце мая того года. Интересно, что окончательная точная дата марша определилась возможностью московских швейных фабрик и ателье, шивших парадную форму для солдат и мундиры офицерам.
Сапоги всем выдали яловые – самая лучшая военная обувь тех лет из натуральной кожи. Раньше такие изготавливали только для высшего командного состава.
Участники Парада проходили жесточайший отбор. Помимо подвигов и заслуг – орденов не меньше двух, комиссии оценивали внешний вид бойцов и офицеров, ростом воины – победители должны были быть не менее 170 см.
Все прибывшие в Москву, включая Героев Советского Союза, репетировали по 10 часов в день ради трёх с половиной минут марша по Красной площади.
Сталин не принимал Парад, потому, что у него не было навыков верховой езды. В мемуарах Жукова Г.К. «Воспоминания и размышления», со слов сына Сталина, Василия, говорится, что накануне верховный главнокомандующий пытался научиться управлять лошадью, но она понесла и он упал. В первых изданиях книги этот эпизод отсутствует.
Парад Победы принимал Маршал Советского Союза Жуков Георгий Константинович. Командовал Маршал Советского Союза Рокоссовский Константин Константинович. Жуков выехал на коне Кумире терской породы светло-серой масти. Кумира перед маршем тщательно готовили и даже, для красоты, удлинили ему хвост, вплетя «шиньон». Конь Рокосовского – караковой масти, кличка Полюс.
Играл сводный военный оркестр в составе 1400 человек. Для каждого полка он исполнял свой марш.
Всего по брусчатке Красной площади прошло более 40 тысяч военных и 1850 единиц техники, а также служебные собаки.
Во время Парада начался сильный дождь, пролёт самолётов пришлось отменить.
Сталин стоял на трибуне Мавзолея в плаще и резиновых ботах. А вот участники Парада вымокли насквозь. Мундир Рокоссовского, например, когда высох, сел так, что его пришлось распарывать, чтобы снять.
Главным для маршировавших, по их воспоминаниям, было не сбиться с шага и держать строй. Для этого рядом идущие сцеплялись друг с другом мизинцами, что позволяло идти более слаженно. Эта традиция существует до сих пор.
Служебные собаки помогали сапёрам в течение всей войны. Одна из них, по кличке Джульбарс, унюхала при разминировании участков в европейских странах в последний год перед победой 7468 мин и более 150 снарядов. Помня заслуги этих животных, им тоже позволили пройти по Красной площади.
Параду посвящён документальный фильм, снятый в 1945 году, один из первых цветных в СССР. Его можно легко найти в Интернете и сегодня, набрав в поисковике «Парад Победы 1945 года».
Необычно, но Знамя Победы на Параде не выносили. Его привезли в Москву 20 июня и должны были пронести по Красной площади. Хранитель Знамени в Музее Советской армии А. Дементьев утверждал: водрузившие его над Рейхстагом знаменосец Степан Неустроев и его ассистенты Михаил Егоров, Мелитон Кантария и Алексей Берест прошли на репетиции неудачно (у Неустроева к его 22 годам было пять боевых ранений и сильное повреждение ног). Назначать других знаменосцев было поздно и нелепо. Поэтому Жуков решил Знамя не выносить. Впервые оно появилось на параде в 1965 году.
Фашистские знамёна и штандарты, брошенные на помост к Мавзолею, были собраны трофейными командами Смерша в мае 1945 года. Всего их было 200, а первым бросили личный штандарт Гитлера. Бойцы, швырявшие знамёна, были в перчатках, которые после Парада, как и помост, сожгли.