Педагогическое качество

Преподаватель русского языка и литературы из школы № 2 п. Николаевки Людмила Андрианова давно убедилась, что работать надо по призванию.

А как сама она пришла в профессию? Роль учителя нравилась ей с детства: с радостью соглашалась помочь сделать что-то при подготовке к уроку, при проверке тетрадей, объяснить однокласснику непонятное. Но тогда школьница ещё не представляла себя на месте педагога. А вот когда настало время куда-то поступать, не раздумывая, выбрала педагогический университет. Произошло это как будто само собой.

Впервые в школу в качестве учителя она пришла на практике, учась на четвёртом курсе. Доверили ей два девятых параллельных класса. «Кто кого боялся, трудно сказать, – вспоминает она, – была теория, где всё «раскладывалось по полочкам», а на практике познания давались путём проб и ошибок. Но при этом удавалось найти с ребятами общий язык. И многое они сами подсказывали». А потом началась самостоятельная работа. А там… «чем дольше плаваешь в бескрайнем море педагогической деятельности, тем уверенней гребёшь», – сказал полушутливо старый педагог. Но и в самом деле, опыт, пусть даже и сравнительно небольшой, – незаменимая вещь. Он помогает многое понять в работе с детьми, увидеть серьёзные проблемы, какими считаются, к примеру, дефицит общения, одиночество подростка, хотя немалое количество людей всерьёз считает этот период жизни вовсе «беспечальным».

«У сегодняшних детей трудностей хватает. На них льётся поток разной информации, в которой непросто ориентироваться», – говорит она. Кто поможет в случае необходимости с такой «неразберихой»? Конечно, учитель. Свою задачу классного руководителя она видит в том, чтобы понять, чем живут ребята, что их интересует, какие игры предпочитают и какую музыку любят. Поэтому нужно разговаривать с ними, находить общий язык, обретая доверие, чему хорошо способствуют совместные поездки на экскурсии по разным «городам и весям», быть другом и советчиком. К тому психологи обычно добавляют: где педагог с учениками на «одной волне», там проблем меньше и решаются они легче. Конечно, тут ещё и необходим союз с родителями. «Большинство прислушиваются к моим словам», – замечает педагог. Редкий случай, когда кто-то из них выплеснет отрицательные эмоции в разговоре. И лучший выход – повернуть его в позитивное русло. Однажды позвонила она маме ученика, который постоянно опаздывал на уроки, что сказывалось на оценках. А та ответила резким вопросом: «Что мне, работу бросать из-за этого?» Нашлись слова, которые помогли наладить диалог. И, в конце концов, родительница поняла свою ошибку. Ведь это всё – на пользу ребёнку. Хотя сам-то он, как известно, многие простые истины познает нескоро в силу возраста и обстоятельств. И ему сегодня даже тысячу раз тверди о том, что чтение книг имеет большое значение для растущего человека, он, отмахнувшись от наставлений, не расстанется с «карманной» электроникой, которая, как наркотик, не отпускает из своих крепких «объятий».

Многие русоведы жалуются, что сложно в таких условиях работать. Ну, с родным-то языком понятно – мы на нём пишем, и хочешь-не хочешь, а осваивать эту науку надо. Знает о том даже первоклассник. А вот литература… Вместо любви к ней дети нередко выносят из школы совершенно противоположное чувство, как в том наглядном примере, когда библиотекарь предложила молодой женщине взять Достоевского. И услышала в ответ категоричное: «Никогда! Он мне в школе надоел…» Каким «волшебным» средством пробудить у ребёнка желание читать? При решении этой задачи работа строится таким образом, что дети практическим путём убеждаются в необходимости и важности чтения, «пускаясь» на поиски нужной информации, готовясь к экзамену, где требуется читательский опыт, выполняя разнообразные задания, стимулирующие читательский интерес. Вообще преподавание – это творческий процесс. И можно составить лишь примерное планирование. Бывает, приходит учитель на урок, нацеленный на общую активность, а ответить на вопросы по домашнему заданию готовы всего три-четыре человека… Приходится перестраиваться на ходу. Нередко коррективы вносят сами дети, задавая разные вопросы по теме… Но как же быть с классикой, столь сложной для понимания современных школьников? Такой вопрос озадачивает нынче многих. И в этом деле свои «секреты» – можно оттолкнуться от уже прочитанного при знакомстве с новым произведением, где есть подобные проблемы, заинтересовать личностью автора, героями, поступки которых понятны ребятам… Есть немало приёмов, но… время ограничено рамками урока. И приходится жертвовать чем-то, выбирая количество или качество. Людмила Андрианова всегда склоняется в пользу второго… И снова обдумывает очередной урок.

Педагогическая деятельность такова, что она не отпускает все 24 часа. Даже ночью в голове роятся мысли о школе, снятся бесконечные тетради. И сказывается усталость. Но окрыляет и вдохновляет результат. Недавно, например, одна из учениц Людмилы Владимировны в региональном конкурсе сочинений «Без срока давности» стала победителем. А такую работу без соответствующей базы не напишешь. Людмила Владимировна старается приучать детей и к олимпиадам, притом, что каждому потребуется уделить немало времени. «Но я и для одного ученика буду трудиться точно так же, как для целого класса», – замечает педагог. В воспитанниках она видит своих детей и по-матерински переживает их неудачи и радуется достижениям, желая им всем стать успешными людьми в будущем, которое, как известно, закладывается в детстве. Поэтому старается учить тому, что пригодится потом – самостоятельности, преодолению трудностей, спокойному отношению к неизбежным ошибкам и многому другому…

Думаю, что совсем не случайно она стала участником районного конкурса «Учитель года», хотя для неё самой это предложение оказалось полной неожиданностью. Первой реакцией были эмоции, вызванные волнением и вопрос: «А как всё это (работу и подготовку к конкурсу) соединить?» Хорошо понимала, что она будет лицом школы и на ней лежит громадная ответственность достойно пройти все этапы. Последующие недели ей, как говорят в народе, «не спалось, не елось и не пилось…» Помогали, чем могли, коллеги, поддерживали, веря в неё. «Я увлекающийся человек и могу окунуться с головой в интересное дело, а подготовка меня захватила», – поясняет она. Однако и от работы никто не освобождал. Потому тяжело приходилось и морально, и физически. Было три конкурсных испытания. Первое – урок литературы на тему: «Любовная лирика Фета», где множество аспектов и ограниченные рамки времени. Урок был выстроен чётко, понятно и у жюри получил максимальное количество баллов. А связанное с ним воспитательное мероприятие под названием «Любовь – основа жизни», где дети доказывали справедливость этого утверждения, обращались к народной мудрости, рисовали сердечки, тоже стало лучшим. После последнего, заключительного этапа она оказалась несомненным лидером и обладателем победных лавров, хотя никогда и настраивала себя на это и не думала о баллах. Что дало участие в конкурсе? «Было интересно работать, готовясь к нему, потому что поиск мне по духу. Конечно, всё это потребовало колоссальных затрат, большого напряжения сил… Но в профессиональном плане сказалось положительно», – отметила Людмила Владимировна…

Конечно, все наработки учитель будет использовать на уроках, а от этого, в конечном итоге, выиграют дети, которых педагог учит, стремясь дать полновесные качественные знания. Какие планы у неё сегодня? Победа в районном конкурсе дала право выйти на более высокий уровень и принять участие в областном туре. Пожелаем же ей успехов и ««поболеем» за нашу землячку!