Знаменательные даты, события и праздники марта

В первом весеннем месяце нет ни одного дня, который не был бы посвящён каким-то датам. И, прежде всего, он отмечен такими важными событиями как Масленица (масленичная неделя в этом году охватывает дни с 8 по 14 марта, заканчиваясь Прощеным воскресеньем), родительская поминальная суббота (27 марта), начало Великого поста (15 марта), который продлится до Пасхи (2 мая.) Ещё раз хочется вспомнить о его значении.

Приходилось слышать, как некоторые люди, далёкие от церкви, высказывали своё мнение, что совсем необязательно поститься и отказывать себе в удовольствии – съесть лакомый кусок… Ведь самое главное, как ты себя ведёшь и что делаешь. Несомненно, мы в ответе перед Богом за свои мысли и дела. Но в жизни православного христианина есть такие условия, которые надо непременно выполнять. Среди них – молитва и пост. Его завещал нам сам Иисус Христос.

Эти два условия – лишь первая ступенька лестницы на пути к духовному совершенствованию, соединению с Богом. Ведь главная цель – восстановить прерванную грехопадением нить, связывающую нас с Господом. Поэтому православный всю жизнь ведёт непримиримую борьбу со страстями, внушаемыми бесами, раз за разом очищаясь от скверны. И одна из самых опасных – чревоугодие. Как же мы сможем обрести успех в духовной борьбе, коли, как говорят святые отцы «не научимся утеснять свою плоть», когда именно плотская прихоть диктует есть деликатесы, мясо и другие скоромные продукты в постные дни? И мы идём у неё на поводу, угождая своему чреву…

А между тем, пост действует на бесов так же, как Крест Животворящий и другие святыни, потому что от постящегося бесы бегут без оглядки.

Восстановить историческую справедливость

В истории православия немало славных имён, неизвестных большинству наших соотечественников. Одно из них – благоверный князь, святой Даниил Московский, память которого отмечается 17 марта.

Десяток с лишним земляков не смогли ответить на вопрос «Кто это такой?» Люди старшего поколения, говоря о возвышении Москвы, назвали лишь Ивана Калиту, его сына. Так почему же один из самых почитаемых святых был предан народному забвению, ведь именно с него началось укрепление и расцвет города? Этому способствовали события начала и середины ХХ века.

В нашей стране после революции началось богоборчество, когда разрушались храмы, уничтожались монашество, священство, преследовались простые верующие. С годами гонения на Церковь не прекратились, изменились лишь методы. Однако исследователи утверждают, что открытая агрессия нанесла меньший вред, чем антирелигиозная компания, начавшаяся с приходом Никиты Хрущёва к власти. Это время названо хрущёвской оттепелью, ставшей лютой стужей для верующих всех конфессий. Больше всего пострадало православие. В пятидесятые годы против него началась открытая борьба. Не нашлось ни одного источника информации, где бы не глумились над священниками, называя их дармоедами. Достаточно вспомнить Ильфа и Петрова и их известную фразу «Почём опиум для народа?» Некоторые и сейчас её повторяют по собственному заблуждению, не давая себе труда подумать вот над чем: разве можно назвать так религию, которая руководствуется Божьими законами, направленными на спасение души, освобождение человека от грехов и страстей? И сколько бы войн, убийств, насилий и грабежей не случилось, если б люди были истинно верующими? А тем, кто нёс эту веру, не давали житья. Против священников заводили уголовные дела, сажали в тюрьмы, и многие поплатились своей жизнью за стойкость веры, когда им предлагали отказаться от неё в обмен на свободу. Верующих унижали, мешали устроиться по специальности, разрешая лишь неквалифицированную грязную работу. А ведь они считались хорошими профессионалами, заслужившими уважение своим трудом. Болью был проникнут вопрос: «За что?»

В советские годы роль церкви замалчивалась, искажалась, святость оказалась под запретом, а имя Даниила Московского получило гриф «Секретно». Об этом говорили создатели фильма о нём, которые взялись за работу, стремясь восстановить историческую справедливость… Так кто же он такой и какую пользу принёс нашему Отечеству?

В 1261 году в семье Великого князя Киевского и Владимирского Александра Ярославича Невского родился четвёртый, младший, сын. Имя младенец получил в честь святого Даниила Столпника, день памяти которого христиане отмечают 11 декабря, поэтому историки предполагают, что родился княжич в конце осени или начале зимы. Отец умер, когда мальчику было два года. Княгиня Александра (в некоторых текстах Параскева) Брячиславна родила мужу четверых сыновей – Василия, Дмитрия, Андрея, Даниила – и дочь Евдокию. После смерти супруга княгиня приняла постриг во Владимирском Успенском монастыре под именем Васса, заслужив праведной жизнью уважение местных жителей. Опеку над маленьким Даниилом принял его дядя, тверской князь Ярослав. Евдокию родственники выдали замуж за князя Константина Ростиславича Смоленского, а братья поделили отцовское наследство. Младшему выделили Московское княжество – на тот момент самое маленькое и бедное, не идущее ни в какое сравнение с Новгородским или Владимирским.

Первые семь лет вместо малолетнего князя направлял его дядя-опекун Ярослав. Мальчик изучал грамоту, воинское и политическое искусства. Как рассказывается в житии святого, больше, чем науку управления государством, маленький Даниил любил храм Божий: свободное время он проводил в церкви, слушая хоровое пение и молитвы. В 1272 году Ярослав Ярославич умер, а одиннадцатилетнему мальчику пришлось заступить на правление княжеством и переехать в Москву. Обустройство на новом месте юноша начал с реконструкции Кремля, в частности приказал построить Спасо-Преображенскую церковь. Князь Даниил прославился заботой о людях. До приезда юного хозяина в Москву там правили наместники, беспокоившиеся о личном обогащении больше, чем о процветании города. Князь же лично проверил систему налогообложения, объездил окрестные сёла с проверкой, пообщался со старостами и купцами. Для торговли выделил место у стен Кремля, позже ставшее Красной площадью. По приказу Даниила была устроена Большая ордынская дорога, сделавшая Москву перекрёстком торговых путей. Вместо деревянных церквей строились каменные, возводились целые комплексы построек: архиерейские дома и укреплённые монастыри. Роль монахов в те неспокойные времена не сводилась только к молитвам за мирян, каменные монастыри были настоящими крепостями, а монахи во время войны брались за оружие. Любимым детищем князя стал монастырь, получивший название в честь покровителя князя, преподобного Даниила Столпника. Место для Свято-Данилова Спасского (попросту Данилова или Даниловского) монастыря было выбрано не случайно: он стал первым в цепи укреплённых обителей, защищавших подступы к Москве с юга. В 1296 году правитель приказал построить Богоявленский монастырь, а в 1300 году – каменный архиерейский дом и храм имени апостолов Петра и Павла.

Всю жизнь Даниил Александрович проводил миролюбивую политику. В биографии князя нет тёмных эпизодов с братоубийством и коварными интригами. В 1282 году вместе с тверским князем он выступил на стороне своего брата Андрея, воевавшего за престол Великого князя Владимирского против другого сына Александра Невского, Дмитрия. Но при посредничестве Даниила его братья примирились, обойдясь без сражения. С 1283 года он поддерживал брата Дмитрия, севшего на владимирский престол. В 1293 году Андрей Городецкий привёл на русские земли воинство Золотой орды под командованием ханского полководца Тудана (Дюденя). Дюденева рать разграбила и сожгла Москву, но князь поделился имуществом с народом, что позволило населению быстро отстроить город. Предательский поступок князя Андрея не был забыт братом, и в 1294 году, после смерти князя Дмитрия, Даниил Александрович выступил против Андрея. Несмотря на все междоусобицы, в 1296 году князьям на собрании во Владимире при содействии церковных деятелей удалось договориться о мире. А вот в 1301 году московский князь продемонстрировал таланты умелого полководца, разгромив под Коломной войска рязанского князя Константина Романовича вместе с его союзниками татарами. Рассеяв татар и захватив Коломну, Даниил Александрович не стал присоединять завоёванные земли к своим владениям и даже не позволил воинам их разграбить. Такое поведение выглядело в глазах современников достойным удивления.

В 1302 году умер бездетный князь Иван Дмитриевич Переяславский и завещал свои земли дяде Даниилу, которого уважал за разум и благочестие. Унаследовав Переяславское княжество, Даниил Московский не стал переносить столицу в богатый и укреплённый Переяславль, но стал одним из самых влиятельных князей, преумножая богатства Москвы. Незадолго до своей кончины, а умер он рано, в 42 года, князь принял монашеский постриг. В 1652 году нетленные мощи святого явились миру. Царь Алексей Михайлович приказал перенести их в храм Семи Вселенских Соборов, расположенный в Даниловском монастыре, где реликвии были уложены в специально изготовленной раке…

До сих пор исследователей удивляет тот факт, что, живя в эпоху, когда сила оружия была главным средством в решении территориальных проблем, Даниил мог уладить дело мирным путём. Он на практике показал: молитва и милосердие могут быть сильнее неправды и насилия. И брал оружие в руки только в крайнем случае. Определяющими его деяний были Евангельские заповеди и собственные добродетели. Благоверный князь предпочитал не воевать, а находить согласие. И всему миру был явлен столь убедительный пример.

Житие 40 Севастийских мучеников

(их память отмечается 22 марта)

Сорок мучеников Севастийских – это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой.

В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель – Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых имелось немало последователей Спасителя. В городе Севастии как раз было одно из таких христианских войск – целая дружина христиан, сорок воинов, прославленных многими победами, бывших под началом язычника Агриколая. По наущению Ликиния, он попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет». Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твёрдо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».

Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них – будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные.» И вот когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей обнажёнными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло… Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане – и тут же упал перед ней замертво. Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сиющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул: «И я – христианин!» – сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.

Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Пётр – ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.