С 28 ноября начинается сорокадневный Рождественский пост, который продлится до 7 января. Рассуждениями о смысле поста, его значении для православного христианина мы попросили поделиться настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы пос. Смидовича протоиерея Валерия (Костко).

– Отец Валерий, для начала давайте определимся с понятием поста и зачем он нужен?

– Пост – это добровольное воздержание от всякого наслаждения. В эти дни верующие должны больше думать о Боге, своих грехах, больше молиться, читать духовную литературу. Человек изначально создан как единство души и тела, которые призваны совместно подчиняться духовному, небесному и Божественному. Грех внёс дисгармонию, и потому бывает, что в естестве возникают страстные пожелания, при которых тело словно не хочет слушаться души, да и сама душа стремится к плотской жизни. Уврачевать это внутреннее расстройство и помогает пост, во время которого человек воздерживается от пищи животного происхождения, а также от пустого времяпрепровождения и земной суеты, посвящая себя духовному восхождению к Богу. Чтобы взойти к Богу, необходимо преодолеть свой эгоизм, а он проявляется в греховных страстях. Стало быть, важно побеждать страсти, чему, как раз, и способствует пост. Поэтому соблюдение христианином постов есть проявление любви к Богу и наглядное предпочтение духовного телесному.

– В чём заключается пост?

– Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть, воздерживаться от некоторых брашен (еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещённых Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Каждый кусок пищи, съеденный сверх утоления голода, всякий глоток влаги после угашения жажды, просто для удовольствия, – это уже чревоугодие. А чревоугодие мать любодеяния – сказано в одном древнем патерике.

Святой Иоанн Лествичник прямо предостерегает: «Возобладай над чревом, пока оно над тобою не возобладало».

Но «берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи, – говорит святой Василий Великий. – Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако же не перестаёт грешить». Во время поста необходимо – и это главное – обуздать свои мысли, чувства, порывы. Лучше всего о смысле поста духовного говорится в одной великопостной стихире: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный».

Пост – это не только некоторые изменения в составе пищи, но главным образом это покаяние, очищение сердца через усиленную молитву, телесное и духовное воздержание.

Как бы ни был труден пост в условиях нашей жизни, к нему надо стремиться, его необходимо сохранять в быту, особенно пост внутренний, духовный, который у отцов называется целомудрием. Сестра и подруга поста – молитва, без которой он превращается в самоцель, в средство особой, утончённой заботы о своём теле.

Препятствия к молитве происходят от слабой, неправильной, недостаточной веры, от многозаботливости, суеты, занятости мирскими делами, от грешных, нечистых, злых чувств и мыслей. Эти препятствия и помогает преодолеть пост.

– Всем ли можно поститься? Не вредно ли это для здоровья? Кто освобождается от постов?

– Заповедь о посте дал Бог, поэтому поститься обязаны все верующие и желающие спасти свою душу. Предписываемая Уставом Церкви строгость постов рассчитана на физически здоровых людей. В случае невозможности придерживаться уставной строгости поста необходимо обратиться к священнику для согласования с ним меры послабления.

На Руси издавна постились все – и старые, и малые. Все святые угодники Божии вели строгую постническую жизнь, выполняли тяжёлые физические работы, и при этом многие из них долго жили.

От постов освобождаются болящие, беременные и кормящие матери, грудные дети, путешествующие (по мере необходимости), а также люди, находящиеся в сугубых обстоятельствах (например, на войне). Конкретные вопросы прохождения поста надо согласовывать с духовным наставником.

– Какие бывают однодневные посты и как в них поститься?

– Однодневные посты бывают в среду (в этот день вспоминается предательство Иуды) и пятницу (день, когда распяли Господа Иисуса Христа) каждой недели. По строгости они приравниваются к Великому посту.

В Рождественский (24 декабря–6 января) и Крещенский (5–18 января) сочельники пищу не вкушают до вечера. В день Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа – 11 сентября) пост состоит в отказе не только от мясной и молочной пищи, но и от рыбной. В день Воздвижения Креста Господня (14–27 сентября) тоже предписан строгий пост – на трапезе положено вкушать овощи и растительное масло.

Посты делятся на нестрогие (воздержание от всех видов мясомолочной пищи) и строгие (воздержание не только от всех видов мясомолочной пищи, но и рыбы, и елея).

– Надо ли соблюдать пост в среду или пятницу, если на них приходится какой-либо праздник, например, Крещение Господне?

– Если двунадесятые праздники, посвящённые Господу, приходятся на среду или пятницу, то пост отменяется.

– Рождественский пост – последний многодневный пост в году, названный Филипповым, начнётся 28 ноября. Почему?

– Если следовать логике, то ответ должен быть таким: «Потому что он начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа». Так ли это?

Ответ мы находим в житие апостола Филиппа, в церковных книгах, в Четьях-Минеях святителя Димитрия Ростовского. Апостола Филиппа арестовали и казнили, повесив, распяв на крепостной стене… Правда, длани и ноги ему не пробили гвоздями, а просто привязали к кольцам, и в таком растянутом состоянии он висел неделю и скончался.

Когда апостол Филипп умер, Христос зовёт его в рай, а Филипп сам не входит и говорит: «Не пойду, Господи, в рай, пока не простишь моих палачей! Сорок дней не входил Филипп в рай, пока Христос не сказал: «Ну ладно, иди вместе со своими палачами». Заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля).

– Зачем установлен Рождественский пост?

– По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным». Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца».

– Каковы правила воздержания в Рождественский пост?

– Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – можно употреблять пищу с растительным маслом. Рыба во время этого поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в храмовые праздники и во дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

С 20 по 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем, именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

6 января 2017 года, в Навечерие (канун, Рождественский сочельник) Рождества Христова, Уставом положено есть сочиво. В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. По Церковному Уставу в рождественский сочельник православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво – смесь зёрен пшеницы, мака, ядер грецких орехов, мёда.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Дорогие братья и сёстры! Скоро Рождественский пост раскинется перед нами календарной дорожкой – понедельник, вторник… воскресенье. Пойдем по ней широким шагом не боящегося трудностей путника, освободим свою поклажу от случайного и бессмысленного груза. Расправим плечи. К Рождеству. К ликованию. К празднику. Добрый путь – добрые дела, добрые помыслы, доброе устроение души.