Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) также предназначается для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Таким образом, следует знать, что физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе взимать плату за проход к зонам традиционного отдыха граждан.

Несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечёт ответственность по статье 8.12.1 КоАП РФ в виде штрафа (для граждан – до 5 тысяч рублей; для должностных лиц и предпринимателей – до 50 тысяч рублей; для юридических лиц – до 300 тысяч рублей) или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Деятельность индивидуального предпринимателя может быть приостановлена на такой же срок.

Согласно статьям 3, 25 и 26 Земельного кодекса РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством РФ, федеральными законами.

В этой связи незаконными являются также требования по уплате денежных средств не только за проход, но и за проезд на земельные участки и прилегающие водные объекты, являющиеся государственной или муниципальной собственностью, право пользования которыми не передано лицам, взимающим плату с граждан.

Ответственность за такие действия наступает по статье 19.1 КоАП РФ (самоуправство) в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Помимо прав, у отдыхающих есть и обязанности. Следует помнить, что граждане, пытающиеся подъехать поближе к водоёмам на личном транспорте, также нарушают закон.

В соответствии со статьёй 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается, в том числе движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твёрдое покрытие.

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища устанавливается в размере 50 метров. Водоохранная зона рек или ручьёв протяжённостью до 10 км устанавливается в размере 50 метров; до 50 км – в размере 100 метров; более 50 км – 200 метров.

Следовательно, в случае отсутствия стоянки с твёрдым покрытием либо специально оборудованной дороги, движение и стоянка автотранспортных средств в пределах водоохраной зоны запрещена.

За нарушение данных требований законодателем установлена ответственность по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ в виде административного штрафа: для граждан – в размере от 3 тысяч до 4,5 тысячи рублей; на должностных лиц – от 8 тысяч до 12 тысяч рублей; на юридических лиц – от 200 тысяч до 400 тысяч рублей.

По фактам взимания денежных средств за проход граждан к водным объектам следует обращаться с заявлениями в органы внутренних дел (полицию) на соответствующих территориях области.

Туда же граждане вправе обратиться и в случаях самоуправных действий по ограничению проезда транспортных средств (если только земельный участок не используется на законных основаниях и на нём отсутствуют специально оборудованные стоянки).

Следует отметить, что сравнительно недавно законодатель расширил круг охраняемых законом объектов в области охраны окружающей среды и природопользования, повысил степень их защищённости от противоправных посягательств.

Кодекс об административных правонарушениях в конце 2013 года дополнен новой статьёй 8.12.1, предусматривающей ответственность за несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

С сообщениями о таких нарушениях граждане могут обращаться в органы прокуратуры, Управление Росприроднадзора по ЕАО, которые правомочны инициировать привлечение к административной ответственности виновных лиц за указанные правонарушения.