Медицинский «экстрим»

Очень часто многие люди думают, что о работе медиков они знают всё… ну, или почти всё. Только если посмотреть, как говорят, «изнутри», то окажется, что известно нам очень мало. Особенно о той, экстремальной стороне, когда нередко приходится действовать, оказывая больному помощь в неподходящих для того условиях, при отсутствии необходимого оснащения, спасать от смерти, беря на себя громадную ответственность за чужую жизнь… Каждый подобный случай может показаться нам исключительным, хотя сами медработники считают это обычным делом. Все ниже описанные истории взяты не из Интернета, а от наших земляков-медиков.

Немалое количество жителей Смидовичского района знали ЛОР врача Александра Сусоева при его жизни, поскольку бывали у него на приёме. Однажды во время дежурства к нему прибежали перепуганные родители ребёнка, которому не было ещё и года. Он внезапно начал задыхаться, и они ничего не могли сделать. Улица, где проживала семья, находилась недалеко от больницы, и Александр Петрович, как стоял, так и побежал туда, сопровождаемый супругами. А на месте увидел, что у малыша уже начались судороги, а такое состояние, как правило, приводит к летальному исходу. По счастью, в кармане врача лежала трахеотрубка, непременная принадлежность его специальности. Чтобы устранить критическое удушье, Александр Петрович положил ребёнка на кухонный стол, кухонным же ножом сделал на шее разрез и вставил эту трубку. Лишь благодаря быстрым действиям мальчик остался жив…

У хирурга Сергея Шестакова один из «острых» случаев был связан с пострадавшим, у которого в сердце оказалось сапожное шило. Вести такого больного – большой риск: неизвестно, довезёшь ли… Подобные операции делают в специальных кардиологических отделениях, а тут – обычная операционная районной больницы, без необходимого в таких случаях оснащения. Но хирург принимает решение: делать операцию на месте и даёт команду: «Поднимайте бригаду!». По сути поступок без прикрас можно назвать героическим… Всё закончилось благополучно, хирург зашил рану, вскоре больной уже самостоятельно ходил по палате и даже, как говорят очевидцы, курил…

А вот врачу-гинекологу Валентине Семенчук, в прошлой практике которой «экстримов» наберётся, без преувеличения, на целую книжку, припомнился экстренный случай с выездом. Маленькая девочка попала под трактор и получила тяжелейшие травмы – разрыв мочевого пузыря, переломы костей таза и другие. Состояние осложнялось кровотечением. И тут однозначно требовалась доставка в реанимацию. Срочно связались с Хабаровском и там спросили: «Довезёте?». Она уверенно ответила: «Довезу!». И определила для себя, что имеет одну группу крови с пострадавшей, так что, в крайнем случае, сможет быть донором. Пришлось везти на поезде (тогда автомобильного моста через Амур ещё не было), вооружившись капельницами, неотступно контролировать состояние и следить за давлением. А на железнодорожной платформе хабаровского вокзала уже ожидала машина скорой помощи, готовая в нужный момент сорваться с места… Девочку доставили в хирургическое отделение, где она была прооперирована. И всё обошлось благополучно. А в будущем она даже смогла стать мамой…

Другой случай произошёл в первый же месяц её самостоятельной работы после окончания мединститута. В больницу поступил тринадцатилетний мальчик в бессознательном состоянии. Мать говорила про его частые обмороки и считала, что у сына больное сердце. «Ему сделают глюкозку, – поясняла она, – и становится лучше…» Однако молодому специалисту без труда удалось распознать диабетическую кому, о чём и была предупреждена мать. А та, не доверяя установленному, как она посчитала, на «глазок», диагнозу, закричала: «Сопля, тебе кто давал диплом, с чего ты взяла, что у него диабет?» (Тогда это был страшный диагноз, едва ли не приговор.) И чуть было не пустила в ход кулаки. Однако её осадили слова: «Вот идёт лаборант, он и определит точно». Диагноз подтвердился, причём показатель уровня сахара в крови «зашкаливал» на двадцати восьми… И сразу же было назначено соответствующее лечение… Если бы молодой доктор, причём имеющая другую, не подходящую диабетику специальность, дрогнула, поколебалась и промедлила, не предприняв срочных мер, мальчика не удалось бы спасти…

Терапевт Елена Лопухина заметила, что в разных ситуациях, и в том числе, когда спешишь по вызову к больному, может случиться всё, что угодно и надо быть готовыми ко всему. Ну, а принимать роды на дому, это уже обычное явление.

К тому фельдшер Евгений Никитин добавляет, что у него бывали всякие случаи: один упадёт с высоты, другой обморозится… А то и с ножом кидались. Приходилось выводить из состояния клинической смерти. У одной из больных восемь раз останавливалось сердце… «Стараюсь, – говорит он, – сохранять спокойствие и делать всё, зависящее от меня». И никто из пациентов даже не догадывается, на пределе каких сил и возможностей действуют медики, спасая других.

Недетские игры

Старый, умудрённый жизнью доктор, провожая юную пациентку-школьницу, покачал головой: «Вот ведь, как сложилось, мамой собирается стать! А самой только-только пятнадцать исполнилось. Ручки-ножки – тростиночки, сама – былинка, здоровьем не блещет, почки больные. Ну, куда ей ещё потомство на свет пускать? Неизвестно, чем для её организма кончится это настоящее испытание, уж, не говоря о ребёнке…»

Этот доктор не из наших краёв, а издалека. Однако, что от этого меняется? Только лишь «герои и обстоятельства». Нередко и у нас, как отмечают педиатры, молоденькая пациентка ещё не перешла по возрасту к «взрослому» врачу, а уже имеет большие проблемы в своём женском здоровье, спровоцированные половой распущенностью. Недавно мне рассказали историю, как одна мать, и выросшая её дочь, достигшая 35 лет, заламывают руки, умоляя врачей сделать что-нибудь для того, чтобы родился долгожданный наследник. Но это, увы, уже невозможно… Почему? А причина кроется в ранних половых связях, которые молодая женщина допускала в подростковом возрасте. Однако приведённые примеры – это уже своеобразный «финиш». А что предшествует тому? Вот тут как раз и хочется начать с того, что обозначенную тему, по мнению специалистов, нельзя рассматривать лишь с медицинской точки зрения и заострять внимание только на проблемах со здоровьем, что будет большой ошибкой. Такой разговор окажется ни о чём. На эту проблему нужно посмотреть с разных сторон.

Что влечёт подростка вступать в ранние половые отношения? Зачастую скука, безделье, алкогольное опьянение, желание привлечь внимание к себе и удержать сердечного дружка, при этом путая настоящие чувства с инстинктом влечения к противоположному полу. Они ещё по-детски относятся к этому, как к игре. А результатом становятся отрицательные последствия не только для физического, но и для психического здоровья ребёнка.

Добрачные связи в раннем возрасте могут нанести психологическую травму и сформировать неправильное отношение к противоположному полу и интимной жизни. Нередко после того остаются комплексы на всю жизнь, как у девушек, так и у парней, браки, заключённые между юношами и девушками, не достигшими половой зрелости, нередко бывают бесплодными, дети рождаются слабыми. Появляются воспалительные заболевания половых органов и опасность заражения болезнями, передающимися половым путём; гинекологические заболевания; трудноразрешимые социальные и морально-этические проблемы, связанные с ранним материнством; ранняя половая жизнь опасна тем, что приводит к нарушению гормональной регуляции репродуктивной системы, которая в этом возрасте только налаживается. Чем коварны половые инфекции? Многие считают, что они являются уделом социально неблагополучных людей, ведущих аморальный образ жизни. Это не так. Заразиться ЗППП (заболеваниями, передающимися половым путём) может абсолютно любой человек. Конечно, больше рискуют заболеть люди, ведущие беспорядочную половую жизнь. Но даже одного раза бывает достаточно, чтобы потом годами «расхлёбывать» её последствия. Врачи назовут с десяток таких заболеваний, среди которых: герпетическая инфекция; вирус иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция); вирусные гепатиты…

Чем же они так опасны?

У многих ЗППП длительный скрытый период. Получив лечение по поводу какой-либо половой инфекции, нет гарантии, что человек не заболеет вновь. Очень многие инфекции протекают в стёртых, порой скрытых формах, что способствует развитию хронических процессов. О некоторых из них человек узнаёт спустя годы после заражения.

Хронические процессы в органах половой сферы вызывают такие заболевания, как простатит у мужчин (воспаление предстательной железы), сальпингоофорит у женщин (воспаление яичников и маточных труб) и др. Они очень часто приводят к бесплодию обоих полов.

Внематочная беременность – одно из самых страшных последствий ЗППП. Шансы забеременеть резко падают после удаления одной маточной трубы. Наступление беременности естественным путём после удаления двух маточных труб невозможно. Бессимптомные носители инфекций могут утверждать, что здоровы, продолжая заражать остальных.

Иногда человек принимает антибиотики или противовирусные лекарства по поводу других болезней. Эти препараты могут «приглушить» проявления половых инфекций или смазать клиническую картину. В результате возбудители приобретают устойчивость к данным лекарствам, а лечить заболевания становится всё труднее.

При вынашивании ребёнка на фоне течения половых инфекций могут быть выкидыши, формирование пороков развития плода, осложнения течения беременности и родов.

Инфицирование ребёнка возможно на любом этапе беременности. Это зависит от того, когда мама встретилась с инфекцией. Малыш с врождённой инфекцией подлежит длительному обследованию и лечению. Иногда он остаётся инвалидом.

В более тяжёлых случаях внутриутробных инфекций ребёнок может родиться мёртвым или умереть вскоре после рождения.

Раннее взросление, ранние половые связи, согласно исследованиям, приносят колоссальный вред организму подростка, неправильно формируя его. Появляется вялость, невнимательность, непродуктивность в учёбе, что ничего хорошего не сулит.

Какую позицию занимают взрослые в этой проблеме? Неоднозначную. Одни закрывают глаза на происходящее, другие приветствуют ранний сексуальный опыт, третьи ужесточают меры. И почти все они в итоге разгребают нежелательные серьёзные и горькие последствия, утирая слёзы.

Сегодня, к сожалению, модно считать любовь всего лишь животным инстинктом, влечением плоти, и в результате происходит разрушение морального облика не только подростка, но и всего общества в целом. Цинизм, с которым говорят об интимных отношениях, «мусоля» сказанное, неприкрытая демонстрация постельных сцен ужасают. И всё это смотрят дети. Добавляют впечатлений сверстники, нарочито бахвалясь половыми связями, порносайты и эротические журналы. Как противостоять всему этому?

Нужно говорить с ребёнком, с уважением относясь к его чувствам. Но только тогда, когда его это на самом деле интересует, не навязывая разговор. И главная задача родителей здесь видится в том, чтобы научить своих детей настоящей любви, которая характеризуется верностью, уважением и большой ответственностью перед другим человеком за собственные действия. Ко времени половой зрелости такие качества уже должны быть сформированы, что будет помогать подростку строить правильные отношения с противоположным полом. Святой Серафим Саровский говорил: «Спасись сам, и многие вокруг тебя спасутся». Этот принцип работает во всём. И, конечно, нельзя учить тому, к чему ты сам не стремишься изо всех сил. Если не стараешься любить, ценить других людей, поступаешь безответственно, какой урок преподашь собственным детям? Тут важен положительный пример родителей, убеждающий лучше всяких слов. Необходимо объяснять, что есть святыня брака, нечто таинственное, к чему нужно относиться благоговейно. Тогда ребёнок начнёт понимать, что интимные отношения – это не что-то низменное, служащее для удовлетворения похоти. И тут вряд ли останется место циничному отношению к такой удивительной способности человека, подаренной ему Богом. Правильное воспитание будет формировать у подростка интерес не к интимным связям, а к созданию крепкой семьи, к любви, приводящей к чуду, к рождению новой жизни, которую дают два любящих друг друга человека.