Богат традициями  праздник

До XV века Новый год на Руси праздновался 1 марта, а с XV по XVII столетие отмечался 1 сентября по юлианскому календарю. И только в 1700 году Пётр Первый, подражая западному образу жизни, издал Указ о переносе новогоднего торжества на
1 января. Сегодня его без улыбки не прочитаешь: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января. А в знак доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь праздника учинять украшения из елей, детей забавлять, катать на санках с гор. А взрослым пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает…». Вот так российский самодержец стал зачинателем новогодних традиций, переняв многое у Европы.
Встреча «зимнего» Нового года делилась в старину на две части: конец декабря получил название святых вечеров, а первые дни января – вечеров страшных. Наши предки были уверены, что именно в это время особую силу приобретает всякая нечисть, которая бесчинствует и может нанести большой вред человеку. Чтобы защитить себя, на двери и окна вешали символические изображения крестов. Новогодние традиции включали приготовление многих блюд – запечённого поросёнка, на внутренностях которого гадали на предстоящий год, кутью на основе пшеничного зерна, узвар из сухофруктов, пироги с разными начинками… Накануне Нового года люди тщательно убирали своё жилище, заговаривали на приплод домашних животных, проводили специальные защитные и очистительные ритуалы, а на сам праздник старались разжиться новой одеждой. С особым нетерпением ожидали святок женщины и девушки, чтобы погадать на замужество, достаток, счастье, хороший урожай. Предметы для гадания использовались разные – карты, воск, нити, зеркала, кольца… И хотя церковь всеми силами старалась препятствовать столь явной бесовщине, традиция частично сохранилась до наших дней. За праздничный стол предки садились всей семьёй, уставив его блюдами. Непригодными для этого считались только домашняя птица, заяц, дичь, поскольку с их появлением из дома могло «ускакать» долгожданное счастье.
Со временем жизнь внесла свои изменения в разные традиции. Многие люди придумали что-то своё, в чём можно убедиться, поговорив с жителями одного только нашего района. Некоторые для всех приходящих гостей уже от порога предлагают пройти небольшое испытание, пропрыгав на одной ноге до праздничного стола, другие вкладывают в руки дротик и просят «пульнуть» в мишень, третьи дают ощупать неизвестный предмет с закрытыми глазами. И если гости успешно справляются с заданиями, то и год им принесёт немало хорошего. Есть ещё «выстилание» дорожки на полу мелкими монетами, которые нужно собрать за определённое время, таким образом привлекая достаток, кому-то нравится «лёгкий садизм», когда неожиданно гостю засовывают за шиворот маленький снежный шарик. (Эту традицию нынче погода «не поддерживает»). В общем, Новый год будит творческую мысль и развивает фантазию.
Так как наш район можно вполне считать многонациональным, поскольку представителей разных народов живёт здесь немало, то интересно познакомиться с их новогодними традициями. Совсем недавно довелось пообщаться с двумя киргизами, которые заметили, что празднуют Новый год по русским обычаям и традициям. И всё же есть принципиальные отличия, пришедшие из глубины веков. Некоторые празднуют Новый год дважды – общепринятый и национальный.
Немало общего с Россией есть в новогодних традициях Украины и Беларуси, что вполне понятно. Тесное содружество в «семье единой» за советские годы оказало на это большое влияние. Даже в пищевых пристрастиях есть сходство. Например, на праздничных столах украинцев можно увидеть те же салаты «Оливье» и «Селёдку под шубой». Параллельно готовятся национальные блюда – голубцы, галушки, домашние колбасы и запеканки. Украинцы верят в покровительство животного восточного гороскопа и стараются задобрить хозяина наступающего года, выбирая украшения для ёлки и одежду цвета его стихии. На стол также ставятся блюда, угодные ему. В Беларуси прослеживается связь с тремя культурами – языческой, христианской и советской. До сих пор, особенно в сельской местности, сохранились, как и в России, колядки. Ряженые обходят дворы с песнями и прибаутками, славя хозяев. Особое место занимает праздничный ужин с соблюдением национальных традиций – наличием 12 блюд, каждое из которых является символом определённого месяца в году. Обязательным считается приготовление кутьи, котлет, киселя, а также цибриков (картофельных шариков во фритюре). Изысканным новогодним угощением является мясо бобра. Его подают вместе с драниками и клюквенным соусом.
В Якутии это летний праздник, который проводится в честь божества и в знак пробуждения природы. Дата его всякий раз меняется в зависимости от графика выходных, местных особенностей, но не выходит за рамки периода с 1 по 25 июня. На традиции сильное влияние оказал обычай скотоводов делить 12 месяцев на две половины. В период между ними и праздновался Новый год, получивший название Ысыах. В это время разжигают костры и водят вокруг хороводы. Танец может длиться несколько дней и ночей, потому что участники сменяют друг друга. И это не случайно. Считается, что войдя в такой круг, люди заряжаются целительной энергией на весь год. Кульминация праздника – окропление аракой огня, деревьев и молодой травы. Обряд символизирует процесс пробуждения человека и Вселенной, помогая настроиться на новую жизнь…
Буряты тоже дважды встречают Новый год – 1 января и в конце февраля. Этот день называется Сагаан Сар, что в переводе означает «Белый месяц». Новогоднее торжество символизирует успешно проведённую зиму, скорый приход весны и изобилие молочных продуктов. В последний вечер перед праздником жители плотно закрывают за собой дверь в жилище, оставляя в прошлом проблемы и невзгоды и начиная предстоящий год с чистыми помыслами и совестью. Хозяева тщательно наводят порядок в доме, особенно незамужние девушки, так как оставленные на полу соринки и капли воды могут привести к появлению пьющего жениха. У входа в дом оставляли кусочек льда и веник, это означало чистоту помыслов и веру, что всё плохое будет выметено.
Нурдаган, Нартаван и Нардве… Так называются новогодние праздники у татар, чувашей и мордвы. Празднуются в период, совпадающий с нашими святками. Элементы традиций тоже похожи. Ряженые ходят по дворам, где исполняют танцы. Для потехи женщины переодеваются в мужчин, а мужчины, наоборот, в женщин. В старые времена принято было водружать на голову конский череп, потому что лошади у этих народов особенно почитались…
А теперь заглянем в Ближнее зарубежье, хотя сегодня и на территории нашего района проживают выходцы из бывших союзных республик, которые могут поделиться рассказом о традициях их родины. У армян знакомый нам обычай украшать ёлку появился гораздо позже, чем в России, чуть больше ста лет назад. А до того использовали оливковые ветви. Предание о появлении новогоднего дерева отсылает на
4,5 тысячи лет назад, в языческие времена, когда жил Торгом, отец прародителя. В начале весны, накануне Нового года Аманора, в день весеннего равноденствия, впервые после потопа ударили морозы, и на горе Арарат не растаял снег. Холода спустились в долину и чтобы спасти абрикосы, Торгом, вырвав их с корнем из земли, понёс домой. Другие последовали его примеру. Вскоре наступил Новый год. Все выходили на улицу, веселились, дарили подарки. Кто-то принёс абрикосовое дерево, поставил на землю, и все встали в хоровод. Другие стали вешать на него подарки… А следующей весной морозов не было, но прошлогодний праздник с деревом так понравился, что его решили продолжить. Так и появилась традиция. Но в наши дни зелёная и пушистая ёлка остаётся более популярной. К празднику хозяйка печёт хлеб, который символизирует плодородие. Плохой знак – занимать хлеб под Новый год. На праздничный стол выставляют разные блюда, много мясных, рыбных. Но нельзя готовить омаров и раков, чтобы в наступившем году не пятиться назад. Считается, что тот, кому в бокал вылили остатки напитка из бутылки, в Новом году будет счастливым. Сохранилось суеверие не выносить мусор из дома 31 декабря и 1 января, чтобы не избавиться от всего хорошего. С последними секундами уходящего года кладут отмытые монетки в бокал, а потом носят их в кошельке на удачу и прибыль… Конечно, под Новый год не забыты дети, которым кладут под подушки разнообразные игрушки и сладости.
У азербайджанцев национальный Новый год называется Новруз и отмечается весной, в пору цветения, со строгим соблюдением традиций. Это древний праздник Нового года и весны. Готовятся к нему все – делают в домах ремонт, покупают новую одежду. Выращивают на тарелках пшеницу, которую готовят потом особым способом. Во дворе разводят небольшой костёр. Через него прыгают дети под присмотром взрослых. Да и те нередко, вспоминая детство, присоединяются к ребятишкам. Согласно древним традициям, последний день уходящего года является самостоятельным праздником. Все мужчины дома собираются на ужин. Глава читает молитву. Потом выстрелом из ружья извещают хозяйку, самую старшую женщину, о начале последней трапезы года, и она приносит традиционное угощение – молочный плов. В это время ворота и двери широко открыты для всех. Гостей встречает старший сын, приглашая на трапезу и омывая руки цветочной водой. Три дня такие визиты наносятся мужчинами, потом начинается женская часть праздника, который длится семь дней. Последняя ночь уходящего года имеет большое значение, как время очищения от всего плохого, накопившегося за год, поэтому члены семьи принимают участие в ритуале обрызгивания водой перед сном. Так смываются все неприятности уходящего года. А в первый день нового вдыхают ароматный дым для избавления от злых духов…
А вот у таджиков, в соответствии с принятым в 1936 году решением отмечать Новый год с ёлочкой и Дедом Морозом, изменились древние традиции и привились новые. Постепенно зимний Новый год стал привычным национальным праздником. В эпоху существования Советского Союза Таджикистан, как известно, входил в его состав.
После отделения многие таджики стали выступать за свой национальный Новый год, который приходил весной, в тот момент, когда ночь была равной дню. Таджики вернули древние традиции, перенеся наступление Нового года на 21 марта, первый день древнейшего азиатского праздника «Нового дня» – Новруза. Отмечается он не в полночь, а с самого утра. Началом трапезы является чай, который подаётся в расписных пиалах вместе со сладостями, выпечкой и фруктами. Обычай наслаждения ароматным напитком заканчивается переворачиванием пустых пиал, которые так и остаются на праздничном столе. Перевёрнутая пиала означает, что чаепитие закончено и можно перейти к приятному общению. Главное новогоднее блюдо – «суманак или сумаляк», которое готовится из пророщенных зёрен пшеницы с добавлением муки и пряностей. Блюдо символизирует изобилие, бесконечность жизни и тепло родного очага. Вместе с ним подаются лепёшки в виде конвертиков и сладкий хворост. Таджики очень почитают трапезу, потому свято соблюдают традиции не ронять на пол хлеб, чтобы не навлечь несчастья, не режут его ножом, а ломают руками, не кладут вверх нижней стороной, чтобы не привести в дом неудачи. Праздник длится четыре дня. Всё это время считается магическим, и то, что совершается человеком в такой период, будет происходить с ним в течение всего наступившего года. Поэтому надо ходить в гости, помириться с родственниками и принять участие в игре, где нужно постараться непременно выиграть. Состязания могут быть разными – петушиные бои, борьба, скачки, стрельба по мишеням. Как бы ни проходило время Новруза, главное – все четыре дня быть в хорошем настроении, веселиться, всех поздравлять, желая удачи: «Новруз муборак!».
В Узбекистане Новый год празднуется дважды – по европейскому стилю – 1 января, по древнеиранским традициям – 21 марта. Узбеки любят зимний праздник, широко отмечая его с соблюдением сложившихся традиций. Под Новый год разбивают старые треснутые тарелки, веря, что такой ритуал поможет избавиться от невзгод и неудач старого года. Прижился европейский обычай поедания двенадцати ягод винограда. Под каждый удар курантов съедают по одной виноградине и загадывают желания. Во время семейного ужина на столе обязательно стоит арбуз. Чем спелее и слаще он окажется, тем успешнее будет наступивший год.
А вот еврейский Новый год Рош ха-Шана (в переводе «голова года»), – один из самых почитаемых. В 2018 году его праздновали с вечера 9 сентября до вечера 11 сентября, в 2019 – с вечера 29 сентября до вечера
1 октября. В эти дни верующий отдаёт самому себе и Богу духовный отчёт за свои поступки и помышления в ушедшем году и решает, как исправить недостатки. В первый вечер праздника принято приветствовать друг друга с пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни. На стол во время трапезы подают блюда с символичным смыслом – халу (витая булка из сдобного теста) и яблоки с мёдом, чтоб наступивший год был сладким и приятным, рыбью или баранью головы (пожелание быть головой, а не хвостом). Днём принято учить Тору или читать Псалмы, а не бездельничать и спать. Ещё одна характерная черта праздника – трубление в шофар (бараний рог) во время службы в синагоге.
…Как видно из всего перечисленного, ни один народ не остался без национальных праздничных традиций, на которые повлияли исторические и местные условия, а также дух самого народа. Есть традиции стойкие, есть «ушедшие в тень», но главное, что свойственно всем народам, – это веселье, проявление щедрости, доброты, гостеприимства и желание жить под мирным небом…