ЗАБОТИТЬСЯ О НАСТОЯЩЕМ И ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ
Приамурский предприниматель Гарник Назарян занимается хлебным делом более двадцати лет, с 1996 года. А до того он не был супер-мастером в этой сфере. И решая организовать пекарню, как человек основательный, на первых порах в течение многих месяцев досконально изучал существо вопроса, прорабатывал, «перелопачивал» чужой опыт, выбирая самые приемлемые и оправданные жизнью рецепты.
Остановился на традиционной российской технологии, в основе которой – опарный способ. За время становления своего предприятия, «шишек» набил немало, но добился того, что продукция оказалась среди самых популярных товаров, как у нас в районе, так и за его пределами. В нынешние нелёгкие времена большинство хлебных производств работает с большими потерями. Несмотря на популярность, такие «веяния времени» не обошли стороной и посёлок Приамурский.
«В деятельности пекарни наблюдается спад», – отмечают здесь. Причин для этого немало. И одна из них – невостребованность продукта как такового. Если издавна хлеб неизменно занимал главное место на столе, и его почитали все, от мала до велика, то нынче отношение к продукту, который «всему голова», изменилось. Его по-прежнему охотно покупают, но, в большей части, люди старшего поколения, а молодёжь находит себе «бесхлебную» альтернативу. Зачастую благодаря мощной «назидательной» рекламе о калориях. Нередко возникают трудности с сырьём. В пределах региона его не купить из-за отсутствия мукомольных предприятий. Вот и приходится заказывать дальним производителям, которые находятся за пределами региона. Оплачивая оптовые поставки, всегда есть риск купить «кота в мешке», поскольку нет возможности проверить в лабораторных условиях качество товара. А когда оно низкое, это тут же отражается не на одном хлебе, но также и на других хлебобулочных изделиях. И покупатель начинает высказывать свои справедливые претензии. Ему трудно объяснить, что во всём сырьё виновато. Так что от потерь застраховаться невозможно. (Следствием спада производства стало закрытие нескольких собственных торговых точек.) Предприятие испытывает острейшую проблему с кадрами. Однако нет худа без добра: специалист, сохраняющий верность производству, Роман Кравченко, замечает, что «ходьба по ямам и колдобинам», научила ценному качеству – стойкости при отражении «ударов судьбы», когда поневоле приходится искать выход из сложившейся ситуации, уметь, сохраняя равновесие, не только держаться «на плаву», но и думать о перспективах развития.
Именно потери помогли прийти к мысли о необходимости организации безотходного производства, чтобы возврат не выбрасывать на свалку. Так возникла идея создать ферму для крупного рогатого скота. Появилась она пять лет назад. И закрутилась деятельность в новом, молочном, направлении. Всякий человек поймёт, что с этим связаны немалые хлопоты и вложение дополнительных средств. Параллельно с заботами о ремонте коровников потребовалось срочно строить объездную дорогу.
Сегодня по этой «грунтовке» можно ездить без опасений угодить колесом в яму. Продолжается отсыпка территории, которая располагается в болотистом месте и «плывёт» от дождей. С «нуля» построен ангар для хранения сена, куда входят «под крышу» сотни полновесных рулонов. Отсутствие этого сооружения причиняло большие неудобства. Вынуждены были складировать сено под открытым небом, натянув брезент, который служил плохим укрытием при ливнях с ветром. Сырое сено приходило в негодность, теряло полезные свойства. Затяжные дожди для фермера – дополнительное испытание. Они сильно осложняют заготовку сена и его для подстраховки приходится ещё докупать, чтобы животные не испытывали недостатка в грубых кормах.
С момента образования фермерского хозяйства поголовье в нём удвоилось, и сейчас насчитывает более двухсот животных. Хотя предпринимательское дело Гарника Багратовича с полным основанием можно считать семейным, но фермой, в основном, занимается младший Назарян, Даниил. Он с удовлетворением говорит о трёх отремонтированных коровниках, о том, что, наконец-то удалось найти опытного ветеринара. Рассказывает, как сегодня живётся хозяйству, в котором хотят разводить, в основном, дойных «симменталок». Около пятидесяти бурёнок скоро принесут приплод, а в телятнике уже бегает молодняк разного возраста, вернувшись с прогулки и приняв «солнечные ванны».
Беспомощных телят Даниил трогательно называет в шутку «антидепрессантом»: животные, завидя его, доверчиво тянутся к рукам, хватают за пальцы… Коровы в это время находятся на пастбище под присмотром пастуха. И для хозяйства стадо, гуляющее среди красивой по-альпийски природы – привычная картина. Но всё это, конечно, эмоции, способствующие моральному удовлетворению. А если переходить на деловой язык, то фермерское хозяйство в будущем тоже мыслится сделать самодостаточным. Оно станет таковым при наличии молокоперерабатывающего производства. В этом направлении здесь тоже работают, причём всё видно «невооружённым» глазом уже потому, что потихоньку, изо дня в день, отрабатывается технология целебного напитка «мацони», подсказанная опять же не Интернетом и не современными специалистами, а мастером с шестидесятилетним опытом. У Даниила соображения по поводу будущей молочной продукции простые и понятные, хотя и «несовременные»: выставить собственную альтернативную продукцию на прилавок, но только качественную, натуральную, пусть она и составит очень скромный ассортимент. «Хочется, чтобы всё было честно, без обмана», – пояснил он.
Каким видится новое предприятие? Современное отлаженное производство с новейшим оснащением – своего рода образец. И, собственное он мыслит только таким. Но это – вопрос времени.