Ко Дню воспитателя и всех дошкольных работников –

Воспитатель, старший друг, вторая мама…

Наталья Иванова из п. Николаевки трудится воспитателем уже около тридцати лет. В своём профессиональном росте она, как и все, прошла разные этапы, но по-особенному важным считает самый первый из них. Каким он был?

Начало

Наталья Геннадьевна припоминает, что в дошкольном возрасте она не посещала детский сад, хотя и очень хотела туда попасть. Возможно, это неосуществлённое желание сыграло какую-то роль в выборе профессии. Но как бы то ни было, выпускница школы без колебаний поступила в Биробиджанское педучилище. Ещё и потому, что в начале восьмидесятых воспитатель дошкольного учреждения был заметным и уважаемым человеком.

После училища молодого специалиста направили в детский сад Амурзета. То время она вспоминает с благодарностью. Ей, ещё не имеющей опыта, не просто было наладить общение с ребятишками, держать дисциплину в группе. Но коллеги-наставники помогали справляться с трудностями – и не только не отбили охоту работать, но направляли, советовали, подсказывали, делились опытом, вселяя уверенность. Там она многому научилась.

Запахи детского сада

Спустя три года вернулась домой, в родной посёлок Николаевку. Появились семья, дети. Но началась перестройка со своей нестабильностью и всеми вытекающими отсюда последствиями. Был перерыв в работе. Иной раз она думала: «Может быть, уйти в другое место?» А по ночам снились ребятишки, резво бегущие навстречу. И чудились такие знакомые запахи, которыми были напитаны стены дошкольного учреждения. Щемящее чувство появлялось в груди и тянуло туда неудержимо… Вот так, наверно, и определялось постоянство.

«А чем пахнет детский сад?» – спросила у неё. И с весёлой уверенностью она ответила: «Манной кашей!»

Три в одном

Воспитатель, старший друг, вторая мама… Вот главные составляющие профессии педагога дошкольного учреждения. Да она и не представляет себе, как можно по-другому относиться к малышам, которые в течение целого дня находятся под её опекой.

Дети – своеобразный барометр. Они испытывают «новичка», интуитивно чувствуя человека, и оценивают его соответствующим образом. Всё это проявляется в отношении к воспитателю. Вот малыши доверчиво прижимаются, облепляя тесным кругом, признаются в любви и замирают, когда их гладят по головке.

«Ребёнок расстаётся с родителями до вечера, и требует внимания, – говорит Наталья Геннадьевна, – он нуждается в ласке, хочет, чтобы его обняли, поцеловали, ощущает эту любовь, которая его охраняет от всего плохого и страшного, поселяя в детской душе покой». Развеселившись, малыши пускаются в разные затеи и подвижные игры вместе с воспитателем, который в игре ничем не отличается от своих воспитанников. «Надо забыть о возрасте и оставаться детьми», – считает она, основываясь на собственном опыте. А иначе как увлекать, общаться на «одном языке», разделять с ними общие радости? Не только в игре, но и в деле, превращая безликую бумагу в узнаваемый предмет, сажая деревья, в чём поучаствовать не терпится каждому малышу. Тут общее объединяющее чувство при виде сделанного испытают все.

Любимая математика

Как известно, интерес к какому-то предмету или занятию может формироваться уже с дошкольного возраста. Но вместе с тем и сам воспитатель должен любить это дело, чтобы собственным «огоньком» зажечь ребятишек. Что «царица наук» – любимый предмет Натальи Геннадьевны, нетрудно понять и по её вдохновению, и по заинтересованным лицам малышей на занятиях, где стоит почти абсолютная тишина. Наверняка, не одному её бывшему воспитаннику «скучная математика» в будущем щедро открывала свои секреты.

Не ради победы

В 2009 году Наталья Иванова приняла участие в районном конкурсе «Воспитатель года» и стала победителем. Но погружаясь в конкурсные хлопоты, подготавливая открытое занятие по физической культуре, эссе, не думала о лаврах. Просто интересно было узнать что-то новое, проверить собственные силы: «На что способна?» Конечно, в коллективе отнеслись с пониманием и помогали, чем могли. Родители и воспитанники знали об участии в конкурсе и, разделяя радость, спешили поздравить с победой.

В современных условиях

Проблема утраты интереса к книгам у детей учитывается в детском саду. Здесь стараются донести, показать малышам всю прелесть чтения, к которому обращаются ежедневно, так, чтобы слушая про увлекательные приключения, пробуждающие воображение, рассматривая иллюстрации, дети начинали понимать важность книг, не вспоминали о мобильных телефонах, стойких книжных «конкурентах». Чтобы, возвращаясь к истокам, знакомились с русскими народными сказками, потешками, закличками, учили стихи о природе и родине. У них есть возможность увидеть немало интересного собственными глазами. Следуя патриотической тропой, ребятишки отправляются с воспитателем на экскурсию в музей, где им открываются экспонаты прошедших эпох (кстати, маленький музей был создан общими усилиями и в группе), посещают пожарную часть, знакомясь с огнеборцами и их техникой. Вместе со взрослыми «достают» кукол из бабушкиного сундука, мастеря игрушки прошлого. Конечно, при необходимости во время занятий в группе что-то показывается на экране. Но всё это – в меру. К тому Наталья Геннадьевна добавляет с озабоченностью, что детей нужно приучать заполнять свой досуг полезным делом. Тогда они не будут слоняться неприкаянно по улицам и «тонуть» в электронике.

Времена года

Каждому из них свойственны свои особенности. И воспитатель посвящает малышей в тайны природы, обращая внимание на набухшие почки, из которых появляются нежные зелёные листья, которые шелестят от ветра, будто рассказывая им что-то, а потом желтеют и опадают, устилая землю. Вот, кажется, только вчера было лето, а сегодня уже осень. Так незаметно и сменяют друг друга дни и месяцы. Быстро летит время. И так же быстро подрастают воспитанники, покидая детский сад…

Признание

За то время, что малыши находятся под её крылом, она привыкает к ним, вкладывая в ребятишек душу, воспитывая и жалея как собственных. Бывшие выпускники и в четырнадцать лет приходят в гости, не забывая дорогу в детский сад. Недавно мама одного первоклассника рассказала, что её сын спит в обнимку с «выпускной фотографией» и хочет вернуться обратно. «Возьмите его, пусть хоть в гости приходит!», – просит женщина. Многие родители по старой памяти звонят, домой наведываются. То, что связь с родителями и детьми не теряется после выпуска, Наталью Геннадьевну вдохновляет: «Значит, не зря стараюсь, отдавая силы и время».

Немного статистики

Сколько ребятишек выпустила Наталья Иванова из детского сада за свою педагогическую деятельность? Если учесть, что выпуски были каждые пять лет, а наполняемость групп составляла три десятка малышей, то их у неё было несколько сотен. Нынче под её опекой уже второе поколение детей. А родители – бывшие воспитанники. Но в корне ничего не поменялось. Так же она знакомит малышей со всеми временами года, не замечая, как быстро летит время, и снова провожает воспитанников до ворот, смахивая слёзы, переживая расставание и волнуясь за каждого, как за своего.