<strong>Воин – это состояние души</strong>

С начала спецоперации на Украине прошло уже больше года. За это время в зоне боевых действий российские солдаты успели столкнуться с разными ситуациями. Многие за геройские поступки были отмечены медалями и орденами. Один из таких людей – 31-летний смидовичанин – Иван Васильевич Сивоконенко. За мужество и самоотверженность, проявленную при исполнении гражданского долга, наш земляк удостоен медали «За отвагу». 5 апреля в большом зале районной администрации глава муниципалитета Евгений Башкиров вручил заслуженную награду Ивану Сивоконенко. Он согласился встретиться с корреспондентом газеты и ответить на наши вопросы.

– Иван, расскажите, как Вы оказались в зоне боевых действий?

– В конце августа 2022 года я подписал контракт на три месяца и принимал участие в спецоперации с сентября по декабрь. Участвовал в боевых действиях на территории ЛНР, был пулемётчиком, командиром группы, хотя основная моя воинская специальность по срочной службе – старший механик-водитель Т-72 БМ.

– Было ли страшно, особенно в первом бою?

– Страх есть всегда, говорят, что умереть не боится только дурак. И никакие наставления «не бояться» тут не помогут. Страх помогает выжить: какие-то вещи совершаешь на автоматизме, не думая и не размышляя. А ещё ты прекрасно понимаешь, что справа и слева есть товарищ, который тебя, если что, прикроет. И эта дружба на войне неоценима. Рядом всегда находятся толковые люди, более опытные бойцы, которые помогут, подскажут, научат, как выживать в экстремальных условиях. Я встречался с ребятами, участвующими в чеченской кампании, бойцами ЧВК «Вагнер» и кадровыми офицерами – мужественными, настоящими военными профессионалами, с которых хочется брать пример. Мы неоднократно выполняли совместные боевые задачи и, поверьте, у них есть чему поучиться.

– Что лично для Вас оказалось самым тяжёлым во время спецоперации?

– Самое тяжёлое – в первый раз нажимать на спусковой крючок, стрелять в человека. Это был для меня сильный эмоциональный удар.

– Можно ли к этому привыкнуть?

– Ты не думаешь об этом. Выключаешь эмоции, голову и просто делаешь свою работу. И тут действует простое правило: если ты не выстрелил, то выстрелят в тебя.

– Были ли какие сложности на первых порах?

– Если, прямо сказать, то на первых порах абсолютно выбивало из равновесия наличие вражеских дронов с гранатами и ВОГами (выстрел осколочный гранатомётный). В любой момент на голову что-то может упасть, и это будет последним, что ты увидишь. Мне прилетело от беспилотника, отделался лёгкой контузией, к медикам не стал обращаться, но проблемы с ухом остались. Со временем мы научились прятаться от дронов: порой спасала обыкновенная ветка дерева, главное – затаиться за нею и не двигаться. Вообще, много вещей было в новинку, но, как говорится: «Опыт приходит со временем, а уж если от него твоя жизнь зависит, он приобретается гораздо быстрее».

– Вам приходилось терять товарищей?

– Да, и это очень больно. Одним из них был мой односельчанин Владимир Лучанко, он раньше меня подписал контракт, благодаря его примеру я тоже пошёл служить в добровольческий батальон «БАРС-19» (боевой армейский резерв специальный). Мы были вместе в одном подразделении. Четвёртого сентября состоялся первый боевой выход на линию соприкосновения, военные действия проходили на лисичанском направлении СВО. Наши артиллерийские расчёты накрыли позиции националистов, мы выбили противника из укрепрайона, что позволило нам занять окопы неприятеля. 6 сентября в ходе миномётного обстрела вражеской артиллерии я потерял своего друга и земляка. Упала мина, и всё.

– Каким людям на СВО труднее всего?

– Тяжелее всего людям впечатлительным и не мотивированным. Тем, которые не могут всё в сторону отбросить. Думать нужно о том, как задачу выполнить и выжить. Как только начинаешь много думать – ничем хорошим не закончится.

– Говорят, что человек привыкает к войне и ему трудно адаптироваться к мирной жизни. Так ли это?

– На самом деле у каждого всё по-разному. Там, на спецоперации, я чувствовал себя нужным и полезным своей стране, обрёл настоящих друзей, с которыми разделял тяготы военной службы. Это всё сейчас во мне, в моём сердце, поэтому в настоящее время я подписал новый контракт и скоро опять возвращаюсь в зону боевых действий, к своим товарищам. Все ребята мотивированы в борьбе с фашистами, и мы уверены – Победа будет за нами!