Весь этот мир творит учитель
В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Делу образования и воспитания детей посвятила свою жизнь Лариса Николаевна Серых, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 1 п. Смидовича.
Наставник… Кто он такой? Какой смысл спрятан за этим, казалось бы, простым словом? Когда мы делаем первые шаги, нашими наставниками становятся родители. Именно они помогают в трудную минуту, протягивают руку, подставляют плечо. Когда мы приходим в школу, нашими наставниками становятся учителя. И вот школьные годы позади. Мы выросли, мы взрослые, не нуждаемся в помощи и поддержке. Но наступают рабочие дни, и мы снова чувствуем себя маленькими беспомощными детьми, снова ждём протянутую руку, за которую хочется крепко взяться и ощутить материнскую заботу, дружеское участие и тепло.
Профессию педагога невозможно сравнить ни с какой другой, потому что это не только работа, это наличие у человека редкого дара души. Это самоотверженность и желание отдавать своё тепло, свою энергию десяткам, сотням детей.
О своём выборе стать педагогом Л.Н. Серых не пожалела ни на одно мгновение. После 25 лет работы учителем Лариса Николаевна с трепетом говорит о том, что её окружало много прекрасных педагогов. С особой благодарностью моя собеседница вспоминает о первом учителе Валентине Григорьевне Дороган, чьи уроки были настолько интересными, что уже тогда она поняла, что хочет учить детей. Был такой случай. У неё по всем предметам были пятёрки и лишь по русскому языку стояла оценка «4». И это стало одной из причин выучить русский язык на «пять», поступить в педагогический институт и доказать, в первую очередь, самой себе, что знает этот предмет на «отлично».
Во многом в выборе профессии Ларисы Николаевны сыграли учителя-филологи Екатерина Степановна Ворошилова, Наталья Александровна Однорог, Ирина Александровна Шамина, методист отдела образования Людмила Петровна Слабоус. Но самой любимой учительницей, можно сказать «второй мамой», была Тамара Васильевна Сипакова. Именно она своим профессиональным отношением к ученикам, педагогическим тактом, поведением вселила в молодую девичью душу понятие «Быть учителем – это самое лучшее, что есть на земле!».
Лариса Николаевна продолжает вспоминать: «Много лет назад, после окончания Биробиджанского государственного педагогического института, я пришла работать учителем русского языка и литературы в первую школу, в которой в своё время училась, да так и осталась здесь. Каково же было моё удивление и радость, когда за мной закрепили наставником любимого педагога Тамару Васильевну. Вот она то и дала мне и поддержку, и тепло, и грамотные советы. Стала для меня, молодого специалиста, наставником в педагогической деятельности. Помимо работы учителем, Тамара Васильевна была ещё и прекрасным библиотекарем. В памяти остались незабываемые литературные кафе, творческие вечера, декламация стихов при свечах. Именно Тамара Васильевна познакомила меня с творчеством поэта Эдуарда Асадова, который пишет обо всём, что создаёт нашу жизнь. И сегодня я со своими учениками провожу литературные встречи, прививая любовь к книге и стараясь окунуть ребят в ту атмосферу тепла и единения, в которой сама познавала мир. Ярко всплывают в памяти уроки литературы, когда учитель, читая то или иное произведение, останавливалась на самом интересном месте; это побуждало нас как можно скорее дочитать книгу. Такие педагогические приёмы являлись, в целом, мотивацией к учебной деятельности, и в частности, к литературе».
Ещё одно воспоминание всплывает в памяти Ларисы Николаевны. Взяв в библиотеке книгу, ученик просто обязан был её прочитать, так как Т.В. Сипакова обязательно спрашивала, о чём написано в ней, кто главные её герои, что понравилось больше всего. Поэтому ребята не «халтурили», знали, что с таким работником царства книг не забалуешь.
Сегодня Лариса Николаевна не просто педагог, не просто учитель. Более 10 лет руководит школьным театральным кружком «Маски». На протяжении всего этого времени ребятами поставлены десятки школьных спектаклей. Самодеятельные артисты с большим удовольствием принимают участие в постановках ко Дню Победы и другим значимым датам. Также ученики Ларисы Николаевны тесно сотрудничают с волонтёрами «серебряного» возраста, а именно с участниками вокальной группы «Уют» культурно-досугового центра «Железнодорожник». Выпускники прошлых лет также взаимодействовали с клубами ветеранов «Жизнь продолжается» и «Светофор». Традиции сохраняются и передаются следующим поколениям.
Для учителя главное, чтобы учащиеся вышли из школы готовыми к жизни, имели багаж знаний и навыков, были порядочными, человечными, справедливыми, смогли найти своё дело. И нет лучшей награды для педагога и наставника, когда твои ученики достигают определённых высот. А особенно, когда прослеживается эстафета «Учитель-ученик-учитель», когда выпускники пошли по стопам своих учителей.
Такой ученицей-последователем стала Екатерина Владимировна Котловская, которая сегодня работает заместителем директора по учебной работе, учителем русского и литературы в средней общеобразовательной школе № 3 п. Смидовича.
Екатерина Владимировна рассказывает о своём педагоге: «Если меня спросят про идеального учителя, в моём сознании сразу появится образ Ларисы Николаевны. Преподаватель должен любить и уважать свой предмет, давать знания так, чтобы и дети полюбили его. И я полюбила предметы Ларисы Николаевны, как только она пришла в наш класс, будучи совсем молоденькой учительницей, и стала нашим классным руководителем. Идя на её уроки, я точно знала, что проведу время прекрасно и познавательно. Она в нужное время могла поговорит ь с нами на отвлечённую тему, если надо – пошутить, но это нисколько не мешало понимать предмет и учиться. Лариса Николаевна Серых была мастером своего дела. Она использовала различные формы и методы на уроках. Читая произведения классиков, мы закрепляли изученное просмотром художественных фильмов, что до сих пор хранится в памяти. Наедине с преподавательницей или в небольшой компании ученики могли говорить с ней об учёбе, домашних делах или просто поделиться чем-то. Лариса Николаевна всегда слышала ребят и давала полезные советы. Незабываемы наши совместные походы, классные вечера, которые нас объединяли и сплачивали. Это повлияло на то, что до сих пор мы общаемся с одноклассниками и поддерживаем дружеские отношения. Сегодня это очень ценно.
Когда передо мной встал выбор профессии, моя «классная мама» посоветовала пойти учиться на учителя русского языка и литературы, вселяя уверенность, что у меня всё получится. И это, действительно, так. В настоящее время, работая в школе, я часто задаю себе вопрос: «Если бы я не послушала тогда своего учителя, как сложилась бы моя жизнь?» И с большой благодарностью говорю огромное спасибо Ларисе Николаевне за выбор правильного решения».
Лариса Николаевна – настоящий профессионал, наставник, мудрый, талантливый педагог, учитель по призванию, до глубины души преданный своему делу. Победы учеников Л.Н. Серых на Всероссийских олимпиадах по русскому языку и литературе, Всероссийских конкурсах сочинений и чтецов «Без срока давности», «Живая классика», литературной олимпиаде по творчеству А. Волкова, в фестивалях, школьных проектах – вот показатель высокого уровня интеллектуальной зрелости, развития устной и письменной речи, коммуникабельности школьников и успеха педагога в целом.
«Мой классный руководитель – Лариса Николаевна Серых. Очень грамотно и понятно преподаёт русский язык и литературу, интересно рассказывает про биографии писателей. Кроме того, классный руководитель постоянно предлагает поучаствовать в тех или иных конкурсах, готовит к олимпиадам, проводит познавательно внеклассные мероприятия. Как человек она добрая, отзывчивая, внимательная, справедливая, обладающая глубокими знаниями, любящая детей и свою профессию», – рассказывает о своём любимом педагоге Дарина Чипизубова, ученица 8 класса смидовичской школы № 1.
Такого же мнения придерживается и ученица 11 класса этой же школы Полина Коновалова: «У Ларисы Николаевны всегда интересная подача материала. Она объясняет темы на наглядных примерах, историях из повседневной жизни и личного опыта. Иногда, в процессе урока, предлагает ученикам обратиться к своим личным размышлениям и чувствам для полного погружения в образы героев литературных произведений. Строгая и справедливая».
У каждого из нас в жизни были люди, оказавшие решающее влияние на наше развитие. Это и есть наставники, даже если мы и не называем их так; их роль в нашей жизни огромна. Кому-то запомнится яркий художник, кому-то известный предприниматель, государственный деятель или путешественник, а для кого-то обычный учитель. От встречи могут остаться одна фраза, общее впечатление или просто искра интереса, но мы удивимся, как сильно они могут повлиять на сознание, определив судьбу человека на долгие годы вперёд. Это и есть волшебство наставничества.