<strong>Многогранная профессия</strong>

Двадцать шесть лет назад в Николаевке появилась парикмахерская «Глория», известная сегодня как в самом посёлке, так и за его пределами.

Прежде основательно запущенное помещение начинали благоустраивать и приводить в порядок три подруги, две из них, Лина Костолецкая и Лариса Третьяк, были парикмахерами, а третья, Ольга Скляднева – мастером по маникюру. Зарабатывала она своим трудом мало, иногда выходило всего двенадцать рублей в неделю, а за такую сумму тогда можно было купить разве что бутылку масла. У её подруг клиентов было гораздо больше, но сама Ольга никогда не хотела быть парикмахером, несмотря на то, что и мама отработала в этой профессии годы. Потом Лина собралась уезжать и предложила ей своё место. Будущая преемница подумала и согласилась. А до её отъезда успела ещё получить у Ларисы уроки мастерства и стала потихоньку делать стрижки. Между тем изменения в жизни принесли новые требования. Чтобы работать дальше, нужен был диплом, и её поставили перед фактом.

Озабоченная этой проблемой, она в 2002 году начала искать подходящие варианты. И будто случайно наткнулась на рекламу Международной школы парикмахерского искусства Pivot Point, основателем методики которой оказался американец голландского происхождения Лео Пассаж. А в Хабаровске кураторами этой школы стали мастера из испанского Сарагоса.

В течение целого года с самого утра приходилось мотаться на учёбу ежедневно в город, соблюдая строгий порядок, заведённый для всех учащихся: опоздавших хотя бы на пять минут не пускали на занятия. Pivot Point очень дорожил своей маркой, чтобы выпускать недостаточно квалифицированных специалистов. (Поэтому экзаменаторами тоже являлись преподаватели из испанской школы.)

Во время обучения проходили даже психологию, маркетинг и немало вспомогательных дисциплин. После теории надо было сдать обязательный зачёт по определённому виду мастерства (окраска, причёска, стрижка, укладка), причём искать «модель» приходилось самим. Помнится, как на «химию» Ольга никак не могла найти добровольца. Завивку никто не хотел делать, даже бесплатно. Наконец, на строительном объекте напротив школы она отыскала женщину-маляра, которая согласилась ей помочь. Закончив занятия, ученица спешила опять в Николаевку. Уже в послеобеденное время выходила на работу в «Глорию». Случалось, трудилась там над преображением своих односельчан до ночи. Выпускников Pivot Point охотно принимали в дорогих городских салонах, где есть хорошие возможности для профессионального роста и доходы совсем иные. Почему же наша землячка не воспользовалась многообещающей перспективой? Сама она говорит об этом просто: «Я не страдаю карьерными амбициями. И моё место здесь». За годы работы у неё появились свои постоянные клиенты, которые, усаживаясь в кресло, ограничиваются короткой фразой: «Как всегда!» Мастер прекрасно понимает эти слова и, не уточняя их, принимается за работу. За продолжительное время они настолько привыкли обслуживаться именно в «Глории», где их всё устраивает, что отсутствие парикмахера по причине отпуска вызывает у них дискомфорт. Её появление они сопровождают нетерпеливым вопросом: «Где вы были?!»

Обслуживает она всех клиентов обоего пола и разных возрастов. При этом очень нравятся посетители, которые не боятся кардинально изменить свой облик и настроены подстричься и подкраситься. До сих пор помнится девочка-подросток с длинными волосами, которая попросила подстричь «под шапочку». А ещё вспоминает, как в прошлом одно время ходила по домам, что было очень неудобно: не то сиденье и не то освещение. Иногда всё же случается поработать с выездом на дом, если в телефонной трубке слышится настойчиво-«слёзная» просьба: «Сломала ногу, приди, подстриги!» По такому случаю пришлось как-то и в Волочаевку выезжать. В своём посёлке в тёплое время года она передвигается на собственном любимом и привычном двухколёсном транспорте – велосипеде, который, будто разделяя настроение хозяйки, весело сияет спицами, устремляясь к «Глории». Сюда знают дорогу жители других населённых пунктов района. Каждый клиент ей дорог, хотя у них имеются свои особенности и характеры. Бывают нервные. Но Ольга терпеливо старается понять человека и сделать так, как он хочет. Для облегчения задачи помогает определиться с выбором, листая картинки с изображением причёсок, и когда, наконец, посетитель уходит довольный, искренне благодаря: «Спасибо за золотые ваши ручки!», она испытывает удовлетворение. Ведь хорошая оценка клиента очень важна. Это то, что даёт уверенность, энергию и положительные эмоции. Иной раз посетитель как на крыльях «улетает» из парикмахерской, и его настроение не нуждается в комментариях.

На работе она не устаёт, хотя выдаются дни, когда приходят по восемь человек, а то и больше. Некоторым, может быть утомившимся за день, хочется поудобнее устроиться в кресле и просто помолчать. А у других есть потребность поговорить, поделиться какой-то информацией или пожаловаться на разные проблемы. В подобных случаях она проявляет себя порой как психолог. Даёт совет, если просят об этом, но сама инициативу не проявляет и ничего не навязывает. Некоторых помнит ещё маленькими. Потом они подрастают, уезжают в город, но по-прежнему, сохраняют удивительное постоянство и продолжают обслуживаться у неё. В работе всякое бывало, в том числе и должники. Вот так накопился как-то незаметно длинный список. Лежал и лежал, невостребованный. Повертела она его однажды в руках, да и выбросила в урну, разом простив все долги. Чувствуется, что это – небольшая печаль для неё. Конечно, в жизни случаются несравнимо большие испытания. Отдушиной для «душевных невзгод» служат лирические стихи разных авторов. Она их с недавнего времени исполняет на сцене для зрителей. Причём с большим удовольствием. И готова опять выступать, делясь поэтическим настроением. Охотно и клиенту почитает, если попросит. А к тому, что многие идут в другие парикмахерские, которые есть в посёлке, Ольга Скляднева относится спокойно: «Нет абсолютно одинаковых людей. И если человек находит своего парикмахера в другом месте – это нормально».

Мастер хорошо понимает, что «всё течёт, всё изменяется» и мода на причёски тоже непостоянна, тем более, когда что-то уходит из практики, то оно со временем забывается. Поэтому ей хочется учиться и учиться, изучать и изучать, посещая мастер классы, семинары, обновляя профессиональный багаж. Только далеко не всегда это возможно. Но есть Интернет, который помогает следить за новинками. И она повторяет для большей убедительности, добавляя к сказанному известную фразу древнегреческого философа Сократа: «Я знаю то, что ничего не знаю»…

Помимо желания учиться есть и другие потребности в её деле. Хочется, например, переоборудовать по-своему помещение «Глории», сделать ремонт, создать подходящие для такого заведения условия, уют и комфорт. Пока возможностей для этого нет, зато остаётся неугасимая готовность обслуживать своих клиентов так, чтобы каждый из них ушёл довольным и повеселевшим, радуясь красивой причёске.