Стремительное распространение интернет-технологий в повседневной жизни стало отличительной чертой нашего времени, в том числе и в сфере принудительного исполнения. В связи с этим сотрудники органа принудительного исполнения предупреждают граждан о необходимости получения информации по исполнительным производствам только из достоверных источников. В преддверии Всемирного дня безопасного Интернета мы встретились с начальником отделения судебных приставов по Смидовичскому району Светланой Раитиной и попросили ответить на несколько вопросов.

– Светлана Васильевна, расскажите, как отличить сотрудника органа принудительного исполнения от мошенника.

– К примеру, на телефон гражданина в мессенджер поступило сообщение о наличии возбуждённого исполнительного производства и требованием оплатить задолженность в кратчайшие сроки. Также в сообщении указана ссылка на скачивание программы для оплаты.

В данной ситуации гражданин должен понимать, что это сообщение от мошенников, ФССП России не рассылает уведомления через мессенджеры.

– Возможно ли подать заявление в службу судебных приставов, не выходя из дома?

– Да, в настоящий момент на Едином портале государственных и муниципальных услуг и функций реализован новый сервис, позволяющий должникам и взыскателям направлять в Федеральную службу судебных приставов заявления, ходатайства, объяснения, отводы и жалобы по исполнительному производству в электронной форме. Это доступно для физических и юридических лиц.

Должники могут вернуть излишне удержанные денежные средства, проинформировать судебного пристава об оплате задолженности, заявить об уважительных причинах невозможности исполнить требования исполнительного документа. Взыскатели смогут подать заявление о временном ограничении на выезд должника за границу, сообщить судебному приставу об имуществе должника, повторно направить исполнительный документ на исполнение судебному приставу, а также проверить правильность взыскания денежных средств с должника.

Для улучшения качества, сокращения времени обработки информации и предоставления государственной услуги планируется изменение законодательства, которое позволит часть данного взаимодействия сделать полностью автоматизированным со стороны ФССП России в режиме реального времени, без непосредственного участия судебного пристава.

Цифровой сервис доступен для всех пользователей, зарегистрированных на портале Госуслуг, во всех субъектах Российской Федерации.

– На официальном сайте вашего Управления существует сервис «Банк данных исполнительных производств», расскажите, пожалуйста, как он работает? Что с помощью него можно сделать?

– Жители Хабаровского края и Еврейской автономной области могут получить на официальном сайте УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области информацию о наличии у них долгов. Нужно лишь иметь доступ в Интернет.

«Банк данных исполнительных производств» позволяет узнать информацию о должниках – как физических, так и юридических лицах. Примечательно то, что для этого не требуется вводить ни паспортные данные, ни ИНН, достаточно лишь указать фамилию и имя должника или наименование юридического лица. Всё это очень упрощает процедуру поиска.

– А как часто происходит обновление «Банка данных исполнительных производств»? С какой регулярностью вносятся сведения?

– Обновление сервиса «Банк данных исполнительных производств» происходит ежесуточно, то есть, как только судебным приставом вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, в автоматическом режиме сведения о должнике появляются в нём.

Убираются сведения из «Банка данных исполнительных производств», когда окончено исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа в автоматическом режиме.

В случае если исполнительное производство окончено по причине невозможности нахождения должника или его имущества в базе сведения находятся 3 года с даты окончания исполнительного производства.

– Федеральной службой судебных приставов реализован проект, связанный с внедрением технологий искусственного интеллекта и системой дистанционного обслуживания граждан. Расскажите об этом подробнее.

– Да, действительно в настоящий момент реализован проект, связанный с внедрением технологий искусственного интеллекта и системой дистанционного обслуживания граждан.

В центре телефонного обслуживания ФССП России на номере 8-800-303-00-00 доступна автоматическая обработка вызова с помощью голосового бота.

Технологии искусственного интеллекта распознают речь абонента и синтезируют речевой ответ бота, также определят тематику запроса и различные сценарии обработки вызова.

При общении с гражданином голосовой бот запросит фамилию, имя и отчество, дату рождения и регион регистрации, что позволит идентифицировать обратившегося. На основании полученных сведений система сформирует запрос и в аудио формате предоставит абоненту общедоступную информацию из Банка данных исполнительных производств.

Расширенная информация выдаётся после подтверждения личности гражданина с предоставлением дополнительных персональных данных в виде ИНН или СНИЛС.

Голосовой бот предоставит обратившимся гражданам информацию о наличии возбуждённых исполнительных производств, наложении ареста на имущество и банковские счета, а также о наложении ограничений на регистрационные действия с имуществом.

Кроме того, голосовой помощник сможет подсказать гражданам информацию об ограничении выезда за пределы Российской Федерации, о движении денежных средств и реквизитах для оплаты задолженности.

По запросам абонентов возможно предоставление информации о порядке личного приёма судебных приставов-исполнителей и начальников отделов, режиме работы территориальных органов ФССП России, а также сведений о государственных услугах, предоставляемых ведомством.

В дальнейшем проектом предусмотрено добавление текстовых каналов обмена информацией. Центр телефонного обслуживания сможет принимать сообщения в текстовой форме из популярных источников: Telegram, Viber, VK Messenger и с официального сайта ФССП России.

Реализация проекта позволит повысить доступность сервисов Федеральной службы судебных приставов, повысить качество обслуживания граждан, увеличить количество их консультаций.