Нам есть чем гордиться

В очередной раз на Волочаевской сопке собрались жители Смидовичского района, приезжие из городов Хабаровск и Биробиджан. И повод в этот день был особенный – окончание войны над союзниками фашистской Германии милитаристской Японией.

Кому-то нравится отдыхать у моря, ничего не делая, другие хотят и в свободное от работы время оставаться активными, узнавать что-то новое, научиться делать то, чем никогда не занимался. Этому способствуют такие мероприятия, которые уже не первый раз организовывал Военно-исторический клуб «Амурский рубеж» при поддержке Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова. Помощь в проведении массового театрализованного зрелища оказали Смидовичский муниципальный район, средняя школа № 11 с. Волочаевки, члены клуба и группы военно-исторической реконструкции «Хабаровский пехотинец» и «Народоармеец».

А скучающих в этот тёплый солнечный осенний денёк не было. Все, от маленьких детей до взрослых и степенных людей, собравшихся у подножия сопки Июнь-Корань, могли написать фронтовое письмо-треугольник, на который штамповали оригинальной печатью времён Второй мировой войны. Не оставили равнодушными исторические знаменитые винтовки и карабины Мосина, пистолеты-пулемёты Шпагина, пулемёты Максима и Дегтярёва. Их рассматривали, трогали, брали в руки.

Не один человек успел напечатать при помощи старой печатной машинки и на серо-жёлтом листке бумаги слова «Победа», «Сопка», «Ура!» и выражения «Спасибо деду за Победу!» и другие. У тира, расположившегося неподалёку, толпились мальчишки и даже девочки, которым разрешали пострелять из настоящих ружей холостыми патронами. Тёплые, после выстрелов, гильзы оседали в их карманах, или закапывались в землю, чтобы испробовать действие металлоискателей. Попискивание этих приборов тоже привлекало внимание детей. Каких только предметов не было найдено на небольшом пяточке почвы у подножия сопки. Находили в этот день не только ржавые железяки, самые активные успели пособирать даже съедобные грибы, на которые в этом году урожай.

Огромное количество фотографий появилось сегодня в социальных сетях: в окружении бойцов, с огнестрельным и холодным оружием наперевес, с расписанными лицами, с иероглифами, выполненными своими руками (современные мастер-классы тоже были представлены). Пополнить знания истории страны, Дальнего Востока помогали выставка плакатов военной тематики, ну и конечно, экспонаты и документальный фильм интерактивного музея, расположенного на Волочаевской сопке.

Всё это непрерывное действие сопровождалось патриотическими военными песнями. И словно перед началом боя, на привале, под звуки и слова вальса «В лесу прифронтовом», зрители ждали саму реконструкцию. Музыка, разговоры, перекусы вкусной выпечкой от местной школы, мелькающие тут и там бойцы-красноармейцы.

Для военно-исторической реконструкции были использованы обмундирование и вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии и императорской армии Японии. Амуниция солдат состояла из стальных шлемов, на них были фуражки, обувь, пилотки, погоны, ремни. У некоторых на поясах закреплены котелки, малые пехотные лопатки, подсумки и другие вещи. Бой, представленный в режиме реального времени, показал сражение за дзот, занятый японцами. Используя разведгруппы и помощь артиллерии, наши бойцы небольшими силами, несмотря на потери, сумели выбить самураев из укреплённой точки. Зрители, особенно маленькие, были в восторге от взрывов гранат и огня пулемёта.

По окончании основного действа все желающие приняли участие во Всероссийском «Диктанте Победы» на площадке средней школы № 10 села Волочаевки. Участники акции могли проверить свои знания истории, вспомнить события и героев, которые стёрлись из памяти. А кого-то диктант подтолкнул к прочтению дополнительной литературы по теме Великой Отечественной войны и событий августа-сентября 1945 года на Дальнем Востоке.

Посещение районной достопримечательности – это лучшее и полезное времяпровождение. Это переплетение современности с историей, здесь встречаются с давними знакомыми, заводят новых друзей. У учителей есть возможность ежегодно проводить на сопке и в музее уроки истории, привозить детей на экскурсии. Считаю, что каждый житель должен хоть раз в жизни побывать в этом памятном месте.