«Как ручейки одной реки»

Железнодорожная династия Раковых из п. Волочаевки объединяет в своём составе уже четыре поколения. Если сложить трудовой стаж её представителей за всё время, то наверняка наберётся в общей сложности более ста лет.

А начало положил дед Митрофан, проживавший в тридцатые годы прошлого столетия в Амурской области. Патриарх рода был помощником на паровозе. Во время Великой Отечественной войны водил тяжёлые составы с грузами через всю страну. Теперь уже невозможно выяснить, как он погиб, попал ли под бомбёжку, зацепило ли осколком, а может быть шальная пуля оборвала его жизнь… Близким родственникам известно лишь местонахождение братской могилы на украинской земле, где похоронен дед. Внук Виктор Иванович всегда очень жалел, что так и не пришлось его узнать. Сам он стал продолжателем семейного дела уже в третьем поколении, после отца, который сначала трудился кочегаром, потом – помощником машиниста, а позднее – машинистом тепловоза. Мама состояла в кондукторском резерве. Она заправляла керосином железнодорожные фонари. А брат тоже водил составы. «Тогда, – замечает Виктор Раков, – люди за свои места держались крепко и работой дорожили». Может быть, этот факт и сыграл свою роль в выборе профессии. Так или иначе, но после школы парень окончил Хабаровский железнодорожный техникум и, получив специальность техника-механика, пополнил ряды тружеников железнодорожной магистрали.

В его рабочей биографии свои этапы роста. Начинал работать, имея профессиональную квалификацию третьего класса, потом, как и родной брат, получил второй, но пошёл дальше, став машинистом 1 класса. Приходилось водить разные составы, в том числе и пассажирские, с двенадцатью вагонами. В каждом из них – по пятьдесят с лишним человек, за жизни которых машинист чувствует громадную ответственность. Весёлые и грустные, спокойные и суетливые, они занимают места согласно купленным билетам. Раздаётся гудок, и поезд, набирая скорость, отправляется в путь. Навстречу бегут километры, которые уже через минуты остаются далеко позади, дорожные светофоры, будто по-своему приветствуя, «подмигивают» зелёными огнями. Новый локомотив летит как птица и будит тишину. «А когда машина хорошая, – замечает Виктор Иванович, – то она поёт». Только вот к товарным составам, которые ему тоже приходилось водить, цепляли, в отличие от пассажирских, «потрёпанные» длительной эксплуатацией тепловозы. И там слышалась уже иная «песня»… Но как бы то ни было, а в поездках от Хабаровска до Советской Гавани, да и на БАМе, куда посылали в командировку, накатывали за месяц по 220 рабочих часов.

Что для него являлось самым сложным? «Всё было сложно», – говорит он, вспоминая прошлое. Нелегко держать в голове электросхему, трудно не спать две ночи подряд, отправляясь снова в поездку. А третью и вовсе нельзя… но приходится, потому что некому заменить. Отдохнуть, снять с себя напряжение удавалось в Доме отдыха локомотивных бригад перед обратной дорогой. После возвращения затягивали семейные хлопоты, приходилось крутиться, помогая жене, которая в его отсутствие управлялась с тремя сыновьями-погодками восьмидесятого, восемьдесят второго и восемьдесят третьего годов рождения, и по утрам тянула их на двух санках в детский садик. «Молодые были, потому и выдерживали», – говорит Виктор Иванович. Кстати, жена его также имеет отношение к железной дороге, поскольку работала там одно время нарядчиком, проживая в п. Высокогорном, потом трудилась ещё в железнодорожной амбулатории.

За годы работы случалось всякое. Три раза он попадал в крушения. На перегоне «Орочи – Чепсары» Ванинского района угодил в селевой поток, который, устремляясь вниз с горы, разрушал всё на своём пути… А когда ехали с восстановителем на горящую станцию, откуда в спешном порядке эвакуировали людей, навстречу по тому же пути пустили состав с половиной локомотивной секции, у которого впереди был прицеплен крытый вагон с продуктами для пострадавших, закрывающий обзор… Лобовое столкновение оказалось неизбежным. И при скорости около сорока километров в час надо было прыгать из локомотива на ходу, оттолкнувшись от нижней ступеньки. Ему, помощнику машиниста, повезло уцелеть, не повредив ничего, а машинист при падении сломал ногу… На станции Жермен Комсомольской ветки пришлось остановить тепловоз, пропуская встречный состав с углём. Внезапно один из его вагонов соскочил с рельсов, и уголь, будто снаряды мощной артиллерии, обрушился всей тяжестью, рассыпаясь перед самым локомотивом. Под откос полетели вагоны, гружённые железом, из-под которых рельсы буквально вытягивало. Потом два восстановителя, прибывшие из Литовко и Ина, устраняли последствия крушения. Эти экстремальные ситуации, испытанные Виктором Ивановичем, далеко не все. Семь раз в поездках ему доводилось принимать роды. А что оставалось делать? Ведь этот процесс «не спустить на тормозах» и дорога – сплошное безлюдье, медика не найти. Конечно, тут были опасения, тревоги и страхи. Однако, как показывает опыт и утверждают знатоки людской природы, настоящий мужик справится с любой житейской проблемой. Вспоминая об этих случаях, Виктор Иванович посмеивается: он тогда открыл для себя одну верную примету: как только жена постирает его вещи, в поездке будет роженица… Младенца невольный «акушер» заворачивал в рубашку, которую снимал с себя. Потом уже на станции передавал обоих из рук в руки работникам скорой помощи. Один из новорождённых был назван в его честь. Так что доброе дело у людей и по «другую сторону» осталось жить в памяти.  Ну, а на работе мужчина не раз удостаивался весомых наград и получил звание «Ветеран труда».

Все трое сыновей Виталий, Алексей и Владимир, пошли по стопам отца, представляя четвёртое поколение династии. Из-за занятости в работе удалось пообщаться только с Владимиром. В 2002 году он окончил железнодорожный техникум и служил в армии в железнодорожных войсках. Потом работал поначалу помощником машиниста, а сейчас – машинистом. Курсирует потомственный железнодорожник на отрезке ДВЖД «Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре», выполняя разные виды работ – от грузовых до маневровых. Сидит в кабине локомотива, где установлено электронное оборудование. «Современные условия, – отмечает Владимир, – гораздо комфортнее, по сравнению с прошлым». Конечно, с таким оснащением его отцу трудиться не довелось и в том видны приметы времени, которые отразились в истории династии благодаря новому поколению. Но главное-то осталось: бессонные ночи машиниста, ведущего длинный состав, километры дорог, где может подстерегать всякая неожиданность, физическое и моральное напряжение с чувством большой ответственности перед людьми…

Как-то один из железнодорожных руководителей высокого уровня сравнил династию с рекой, которая прирастает ручейками и становится полноводной, питая водой большие территории. Вот так и здесь. Каждый представитель династии укрепляет и расширяет её, вливая свой труд в общее дело, полезное для других, что в конечном итоге способствует развитию и процветанию целой отрасли… Что к этому добавить? Только одно – внук Виктора Ивановича собирается поступать в железнодорожное учебное заведение, чтобы приобрести профессию, которую Раковы сохранили, как своеобразный завет деда Митрофана. А это значит, что династия получит дальнейшее развитие, пополнившись пятым поколением…