Сторожевые дорожной безопасности

Если сложить все муниципальные дороги, проходящие по населённым пунктам нашего района, то получится не одна сотня километров. А есть ещё, как известно, главная «автомобильная артерия» – участок федеральной трассы (от моста через реку Амур до поворота на областной центр), протяжённостью около трёхсот километров, с интенсивным движением, где весь день нескончаемым потоком идут в обе стороны машины. И даже ночью здесь слышен шум моторов. Такие объекты традиционно считаются источниками повышенной опасности.

Всё это «беспокойное хозяйство» вверено небольшому коллективу отделения ГИБДД. Самые молодые здесь – лейтенанты полиции Алексей Костюк и Виталий Зайчук. Хотя они и проработали немного, но успели проявить себя должным образом, умело выявляя поддельные документы, наркотические вещества и прочие правонарушения. У кого-то из сотрудников основное место – рабочий кабинет. Например, у исполняющего обязанности начальника Александра Баранова, руководителя отделения, или Юлианы Елисеевой, специалиста по исполнению административного законодательства, которая управляется с бесконечной чередой протоколов, требующих чёткого заполнения и соблюдения законности, занимается подготовкой документов для судебных разбирательств и многим другим.

Бок о бок с ней трудится Ирина Рябцева, способная параллельно со своей работой замещать отпускников. Но в любое время в случае необходимости они покинут помещение и окажутся там, где требуется их присутствие. А старший инспектор Дмитрий Гринкевич совмещает работу в экипаже ДПС со «стационарной» деятельностью по составлению планов проведения рейдовых и прочих мероприятий, начиная от подготовки распоряжений и заканчивая подведением итогов. В коллективе есть свои старожилы, имеющие немалый опыт. Среди них – Дмитрий Шпаков и Александр Рытель. Вот как раз он вместе с напарником Ильёй Изергиным, тоже опытным сотрудником, и заступили на дежурство в тот день, когда готовился этот материал.

Экипаж ДПС остановился на выезде из посёлка Николаевка, около «поста ГАИ», как называют столь известное место в народе. Здесь случались разные происшествия, в том числе наезды на пешеходов, которые припоминает Александр. Сегодня им выпало оформлять только одно ДТП, где, к счастью, обошлось лишь механическими повреждениями. Но, тем не менее, оба действовали, как всегда, по инструкции, внимательно и скрупулёзно выясняя причины аварии, составляли протокол. Для обоих автолюбителей столкновение стало неожиданностью. Да оно и понятно. Никто, выезжая на дорогу, не ожидает такого. Только нарушители почему-то не переводятся…

Насколько сложна работа инспектора, которому приходится постоянно общаться с водителями, можно понять, стоит хотя бы немного понаблюдать стороны. Вот очередной нарушитель, молодой мужчина, пытается оспаривать слова инспектора. Он ведёт себя напористо, шумно, срывается на крик… В общем, старается спровоцировать ответную реакцию. Только сотрудник остаётся спокойным и корректным, несмотря на столь горячие эмоции. «Таких случаев хватает», – поясняет Александр Рытель – сегодня многие нарушители, насмотревшись по Интернету дорожных сюжетов, считают себя грамотными, спешат записать всё на видео, с амбициями отстаивают свою неправоту. А по-настоящему знающих людей встречается очень мало. Они и ведут себя по-другому. А наш закон – вежливое отношение ко всем без исключения».

Самое тяжёлое в работе – это оформлять ДТП с трагическими последствиями. Нелегко видеть гибель людей, особенно когда это дети. И трудно смириться с тем, что ничего уже исправить нельзя. Но лихие наездники не хотят думать об этом. Можно ли «на глазок» определить нарушителя? Инспектор согласно кивает головой, поясняя, что профессиональная интуиция появляется с опытом, после трёх-четырёх лет работы. (Трудится он полиции с 2002 года, а в отделении – с 2010).

По манере езды без труда может понять, кто за рулём – опытный водитель или новичок, трезвый, или в алкогольном опьянении, либо не пристёгнутый ремнём безопасности. И тут действовать надо по ситуации. Случаи бывают разные. Выехали как-то сотрудники на происшествие и, пока работали у разбитой машины, на глазах у них проезжающий автомобилист грубо нарушил дорожные правила. Наверняка удивились такому не одни сотрудники… Некоторые нарушители пытаются скрыться, уйти от наказания и, «пришпорив» железного коня, мгновенно скрыться с места. И так же быстро действует экипаж ДПС, отправляясь в погоню. Почти как в кино. «Таких экстримов мне не нужно!» – сказал однажды очевидец. А для них это – обычная работа, привычка быть готовыми ко всему. Но и у повидавшего немало, каждый день проходит по-новому и чему-то учит.

Свою «науку» и погода выдаёт: сотрудники отделения хорошо знают, что сложнее всего работать, когда снег, дождь и гололёд. Может случиться несколько ДТП за один день. Женский праздник в этом смысле стал по-своему памятным – тогда произошло сразу четыре аварии в разных местах. Не менее напряжёнными считается летнее время с выходными и отпусками. Транспортный поток увеличивается, и, как следствие, возрастает количество ДТП, причиной которых нередко бывает алкогольное опьянение отдыхающих. Любому нарушителю, которому пришлось отвечать за свои действия хоть однажды, кажется, что «гаишники» придираются ко всему. Спросила об этом Александра. И он ответил: «Если у водителя документы в порядке, он пристёгнут во время езды, и не нарушает скоростной режим, то может ехать совершенно спокойно». К этому Александр Баранов сделал одно веское дополнение, попутно поделившись хорошей новостью об обновлённом автопарке с современным оснащением машин, где есть даже медицинская раскладка для пострадавших, не считая специальных приборов.

Подводя итог разговора, он заметил, что многие водители смотрят на сотрудников ГИБДД, как на помеху, без всякого уважения. «А мы просто выполняем свою работу, стараемся делать всё возможное, чтобы предупредить ДТП, в которых нередко гибнут люди. Если не будет нас, на дорогах начнётся полный беспорядок». Думаю, что с этим согласятся все, в том числе… и нарушители.