<strong>Жертвы телефонных мошенников<br>– пенсионеры</strong>

Мошенники придумывают всё новые и новые способы обмана, и жертвами нередко становятся пенсионеры.

Для этого часто используется мобильный или стационарный телефоны. Аферисты представляются работниками банков, соцслужб, Пенсионного фонда и других организаций.

Главная цель обманщиков – выманить у пожилого человека как можно больше денег. По статистике пенсионеры являются одной из самых доверчивых категорий населения. Этим пользуются мошенники и под разными предлогами стараются обманывать стариков, выуживая у них имеющиеся сбережения. Телефонные разводы на деньги чаще касаются следующих вопросов: здоровье самого пожилого человека (звонок якобы из поликлиники); опасность для жизни родных и близких; выигрыш в лотерею; дополнительные выплаты по линии Пенсионного фонда или соцзащиты; ошибочное зачисление денежных средств на банковскую карту или телефон; возврат денег за лекарства или БАДы; предложения купить «чудо-технику» или другие товары в рассрочку и с большой скидкой.

Аферисты часто пользуются наивностью стариков и представляются работниками банка. Карточные мошенники звонят на домашний телефон пенсионерам и говорят, что со счёта пожилого человека была произведена попытка подозрительной транзакции на большую сумму. Если пенсионер этого не делал, ему предлагают нажать определённую кнопку. После этого разговор переадресуется якобы сотруднику службы безопасности, который подтверждает этот факт и в целях проверки просит назвать реквизиты банковской карты, пин-код, пароль от личного кабинета и т.д. Обманутый пенсионер называет все данные, после чего карточным мошенникам остаётся лишь перевести деньги или расплатиться ими в Интернете.

Другой, не менее распространённый способ. Мошенники звонят под видом организатора розыгрыша и говорят, что гражданин стал обладателем крупной денежной суммы (часто озвучивается сумма в 100 тысяч рублей), автомобиля или квартиры. Основанием не всегда выступает лотерейный билет, поскольку пенсионер может сообразить, что ничего не покупал. Аферисты обманывают пожилых людей, говоря, что розыгрыш проводился, например, по номеру телефона. Суть развода – «счастливый обладатель выигрыша» для получения приза должен оплатить налог, переведя деньги злоумышленникам, перезвонить по указанному телефону для регистрации (стоимость минуты разговора может достигать несколько сотен рублей) или отправить СМС с данными карточки, на которую перечислят выигрыш.

Нередко мошенники обманывают пенсионеров, представляясь сотрудниками государственных органов, например, Пенсионного фонда или отделения социальной защиты. Гражданину говорят, что ему полагается доплата к пенсии из регионального бюджета или компенсация. Для зачисления им нужна информация о банковской карточке. Пожилые люди, поверив, называют 16-значный номер, срок действия, CVC-код (три цифры на обороте, необходимые для проведения расчётов в Интернете). Карточные мошенники снимают деньги, а обманутый пенсионер, который должен был получить прибавку, остаётся ни с чем.

Мошенники ещё могут предложить оформить новую карточку. Они не просят перезвонить и назвать реквизиты, но при заполнении анкеты вместо своего номера мобильного указать телефон звонящего, якобы для удобства перерасчёта. Обманутые люди спешат в ближайшее банковское отделение, оформляют платёжную карту. Преступники входят в мобильный банк и получают доступ ко всем открытым до этого счетам. Старый «развод» на деньги про близких, которые оказались в беде, как ни странно, до сих пор действует, хотя об этом уже писали не однажды. И в нашем районе попадаются по-прежнему на эту «удочку». Мошенники по телефону звонят пенсионеру и представляются родственником, который попал в беду, сотрудниками ГИБДД или врачами. Как правило, аферисты создают специальные помехи, чтобы невозможно было узнать голос. В подобных случаях пенсионеры, испытывая сильное волнение, которое затмевает здравый рассудок, верят, что близкий действительно находится в опасности: сбил машиной человека; попал в аварию, отстал от автобуса или поезда, где
«уехали» все документы, телефон и деньги, либо их украли. Иногда может прийти СМС-сообщение, текст которого выглядит примерно так: «Мама, помоги! Срочно нужны деньги на то или другое… (указание причины и сумма). Переведи на карту или телефон (указываются реквизиты). Отдам, как только приеду. Твой сын (дочь)». Разнообразие схем поражает. Вдобавок периодически появляются новые.

Как уберечься от мошенников и не стать их жертвой? Чтобы этого не произошло, запомните следующее: не верьте, если по телефону говорящие представляются сотрудниками государственных органов. Специалист не станет вам звонить, если только вы сами не заказывали «обратный звонок». Даже если к вам обращаются по имени и отчеству, не стоит беспрекословно верить звонящему. Такую информацию телефонные мошенники могут получить разными путями. Если вам звонят под видом сотрудника поликлиники с информацией, что у вас плохие анализы или серьёзная болезнь, попросите назвать должность и фамилию, адрес лечебного учреждения. Если вам действительно требуется медицинская помощь или серьёзное лечение, вас пригласят к терапевту или узкому специалисту для личной беседы, а не будут по звонку предлагать покупку лекарств или «чудо-устройства», которое излечивает от всех болезней. Если вам звонит «несчастный родственник» с чужого телефона и просит передать деньги курьером или перевести по определённым реквизитам, перезвоните ему сразу после разговора или полученной СМС с просьбой о помощи, но только на его личный номер. Если человек не ответит, попробуйте связаться с его ближайшими родными. Они, как правило, владеют достоверной информацией. Представители соцзащиты или Пенсионного фонда не требуют номер карточки для перевода денежных средств. Сотрудники службы безопасности банка никогда не звонят клиентам. Они попросту блокируют карту при всех подозрительных транзакциях. Если вы не участвовали в розыгрыше, вы не можете выиграть. Все остальные варианты – это обман пенсионеров телефонными мошенниками. Ни под каким предлогом не сообщайте третьим лицам реквизиты банковских карточек, размер ваших накоплений и прочие подробности. Всё это на руку мошенникам…