Жизнь без запятой и без помарки

Хотя многие считают работу в органах внутренних дел занятием сугубо мужским, однако в их рядах ещё с давних времён служили и продолжают ныне служить и представительницы прекрасного пола – женщины. И это совсем не удивительно. Ведь в отличие от мужчин, они более усидчивы. Выполняя порученную кропотливую работу, умеют глубже вникать в детали и мелочи, в результате завершают её качественнее.

Одним из старейших ветеранов Смидовичского района по праву можно считать майора в отставке Людмилу Максимовну Лебедеву, отдавшую службе в органах правопорядка 51 год своей жизни. Сорок один год она проработала в должности начальника паспортного стола РОВД Смидовичского района, затем ещё 10 лет – в уголовно-исполнительной инспекции. Людмила Максимовна внесла большой вклад в становление паспортной службы, воспитала не одно поколение специалистов, безвозмездно делясь огромным опытом с молодыми сотрудниками.

Мы сидим с гостеприимной хозяйкой за чашкой чая, беседуем, рассматриваем фотографии её трудовых будней, всматриваемся в лица сослуживцев, уже ветеранов, – «иных уж нет, а те далече» – и тех, кто рядом, готовых прийти на помощь по первому зову. И так слово за слово передо мною разворачивается непростая биография прожитых лет.

Родилась Людмила 24 июня 1940 года в посёлке Победа Хабаровского края. Сюда инский парень Максим Лебедев в поисках лучшей жизни привёз в 1938 году молодую жену Пелагею. Супругам дали жильё, работу. Вся мужская часть населения посёлка трудилась в основном на лесозаготовках. В 1938-м же в семье появилась на свет дочь Валентина, двумя годами позже – Людмила. А ещё спустя год началась Великая Отечественная война. Осенью 1941-го Лебедева Максима Самойловича забрали на фронт. Пелагея Афанасьевна осталась одна с двумя детьми.

Людмила Максимовна вспоминает: «Мама рассказывала, когда началась война, все думали, что это ненадолго; настолько люди были уверены в силе и могуществе Красной армии. Но ситуация на фронте ухудшалась, от отца приходили скупые строчки о военных событиях. Вскоре всех мужчин забрали на фронт, и леспромхоз закрылся. Работать стало негде, и мама решила, что нам лучше переехать в п. Смидович к родной сестре отца. Она говорила нам, что мы добирались до Смидовича два дня – 70 км по зимнику, замёрзшей реке, на лошади, ночевали у костра на берегу реки Кур. Сначала пожили немного у родственников, а потом мы, как семья фронтовика, получили комнату от леспромхоза. Мама устроилась работать техничкой в милицию, нам хорошо помогали, и мы пережили военное лихолетье. В то время все поддерживали друг друга, чем могли, были дружными, сплочёнными, объединённые единым желанием вместе победить врага.

Помню, как в июне 1945 года встречали с войны отца. Мы с сестрой и подружками в это время бегали на улице. Слышим, нам кричит сосед Богачёв Владимир Васильевич: «Девочки, девочки, идите скорее домой! Папа с фронта пришёл!». Нас как ветром сдуло. Смотрим, в нашу тесную избу уже набились соседи со всей улицы, и вроде уже некуда ступить, а они всё идут и идут, и каждый несёт с собой гостинец для фронтовика на общий стол. Стоим мы в проходе оробевшие, растерянные, а посреди комнаты сидит наш папа, такой большой, весь в орденах, и такой… чужой – ведь когда он уходил на войну, мы были совсем маленькими. Папины встречины соседи отмечали два дня».

А потом началась мирная послевоенная жизнь. Лебедев Максим Самойлович по русской поговорке из тех, кто и швец, и жнец, и на дуде игрец – на все руки мастер. Возвёл на улице Советской добротную избу, дворовые постройки. Позже завели живность, скотину, разрабатывали огород в 15 соток, заготавливали сено. По словам Людмилы Максимовны, отец был по характеру строгим, требовательным или, как говорят, с таким сильно не забалуешь. Может быть, благодаря этому девчонки выросли крепкими, работящими и ответственными.

Училась Людмила сначала в железнодорожной школе-семилетке № 184, а потом перешла в среднюю школу № 1, которую окончила в 1958 году. С теплом вспоминает она бывшего директора школы Лизандер Наталью Ивановну – Педагога с большой буквы.

В летнее время договаривались с Партизанской птицефабрикой, в школу привозили маленьких цыплят по две-три тысячи на летний сезон, размещали их в актовом зале, и ученики, как подшефные, ухаживали за ними месяц: кормили, поили, убирали, в общем, растили для птицефабрики. Потом подросших курочек и петушков отвозили в родные пенаты на доращивание, а старшеклассникам шла в зачёт «куриная» школьная практика.

После школы выпускница поступила в Биробиджанское педагогическое училище на заочное отделение. Старшая сестра Валентина была тоже студенткой, а обучать двух дочек очно родителям было сложно материально, работал один отец, мама была домохозяйкой. Поэтому Людмиле нужно было трудоустраиваться. И случай подвернулся как нельзя кстати. Сосед Лебедевых по улице – Кругликов Николай Николаевич – занимал тогда должность директора отдела рабочего снабжения (ОРС) Облученского отделения ДВЖД. Он пригласил симпатичную соседку поработать в магазине учеником продавца с зарплатой в 13 рублей. Людмила с радостью согласилась и с головой окунулась в торгово-бытовое обслуживание. За три годы работы в ОРС она успела окончить педагогическое училище и встретить своего будущего мужа Антона Миненко. А вот трудиться по специальности не пришлось. И здесь снова судьба распорядилась по-своему. Людмила Максимовна вспоминает:

«10 ноября 1960 года мы с Антоном расписались (символично, что день рождения молодой семьи в дальнейшем стал праздником – Днём милиции). Через год родился сын Сергей, два месяца находилась в декрете, и встал вопрос о моём новом трудоустройстве – в то время я уже уволилась из магазина. О службе в милиции и не мечтала. На эту стезю меня направила давняя знакомая нашей семьи Маслова Маргарита Николаевна, работавшая тогда в районной милиции секретарём-бухгалтером. Благодаря ей я и попала в органы».

Так с 4 июня 1962 года началась трудовая биография Людмилы Максимовны Лебедевой в должности начальника паспортного стола. За полвека прошла все ступени служебной лестницы от младшего лейтенанта до майора Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ЕАО. Долгие годы, возглавляя данное подразделение, она зарекомендовала себя как ответственный руководитель, исполнительный сотрудник и первоклассный специалист. А память вновь возвращает её к первым дням трудной, беспокойной профессии:

«Принимал меня на работу Мудрый Иван Александрович – фронтовик, человек глубоко порядочный, добрый, который, можно сказать, дал мне путёвку в профессию. Под его началом я проработала два года. Тогда в милиции трудились 17 человек (включая конюха, секретаря и уборщицу). Хорошо помню участковых – участников войны, несущих службу в районе: Сысоева Ивана Лаврентьевича (Волочаевский куст), Меренкова Филиппа Степановича (Приамурский куст), оперуполномоченного уголовного розыска Бойцова Николая Никифоровича (п. Николаевка) и дежурного милиционера Буховцева Петра Ильича (п. Смидович).

Заместитель начальника паспортного отдела области Бикмулаев Александр Харитонович научил меня, молодого сотрудника, азам профессии, познакомил с приказами, инструкциями – всеми необходимыми для деятельности отдела документами. Сначала было трудно. Часто, работая с информацией, уточняя данные для участковых, задерживалась на работе допоздна. Народу за паспортом приезжало много, из всего района, и нужно было оперативно, до обеда, быстро оформить документы, чтобы люди смогли успеть на автобус, следовавший до Тельмана. Приходилось часто бывать и в разных населённых пунктах Смидовичского района, транспорта не было, шли порой многие километры пешком.

Как-то мы с Екатериной Павловной Широбоковой (паспортисткой отдела) поехали в п. им. Тельмана на вечер вручения паспортов. И вот уже вечер, надо возвращаться в Приамурский, а транспорта никакого нет, пришлось идти пешком до станции, а это 10 километров. Ближе к посёлку остановили попутку и добрались до места». И таких пеших приключений в их служебной практике было немало.

В середине 60-х на территории района ввели пограничную зону, закрыли границы, поставили предупреждающие знаки. Людмиле Максимовне увеличили зарплату на 10 рублей, а в обязанности добавили проверку погранично-паспортного режима. Приходилось ездить на заставы, проводить разъяснительные беседы со служащими по проверке документов. Нарушителей пограничного режима, не имеющих пропусков, наказывали. Об одном из таких случаев её рассказ:

«Помню, выехали мы в Нижне-Спасское с проверкой пропускного режима. Со мной были сотрудники отдела Екатерина Павловна Широбокова, Владимир Максимович Зощук и Николай Афанасьевич Кремешный.

Во время речного рейда мы обнаружили на берегу отдыхающую компанию. Пропусков у любителей рыбалки и шашлыков не обнаружилось. Оказалось, что это хабаровчане, причём люди руководящего звена. Я составила протокол и потребовала покинуть место отдыха. При этом пришлось потратить немало усилий: не хотела отдыхающая компания покидать «прикормленное» место. На следующий день я поехала в Хабаровск на семинар, и там меня встретили вчерашние знакомые с просьбой не давать ход случившемуся, уговаривали не писать рапорт начальству, дескать, они полностью осознают свою вину, и такого больше не повторится. Я пошла на уступки, понимая, чем это может грозить им, нарушителям пропускного режима. Если бы об этом случае узнал крайком, наказание было бы неизбежным, вплоть до потери должности. В данной ситуации ограничились штрафом: по 10 рублей с каждого».

По словам Людмилы Максимовны, роль паспортного стола в работе органов внутренних дел велика: «У нас были все учёты на живущих граждан. Картотеки, где отмечались розыски, кто и где проживал и живёт. Сведения отдавали в область, что позволяло найти любого на территории региона. Я даже занималась поиском пропавших родственников и неплательщиков алиментов. Учётные данные – это основа всего. Все сведения концентрируются в паспортном столе. Прописка-выписка, оформление дел по утрате, оформление и обмен паспортов, пропусков, командировочных удостоверений в пограничную зону, проверка отдела кадров, соблюдение паспортного режима – вот далеко не полный перечень моей служебной деятельности. Но всегда было строго насчёт документов. Каждый испорченный паспорт должен был пройти не одну регистрацию, при уничтожении присутствовало несколько человек, составлялись акты, списывались журналы. Бланки паспортов были строгой отчётности, за его утрату могли возбудить уголовное дело. К этому следует добавить постоянные дежурства, практически без выходных и праздников».

И весь этот, казалось бы, неподъёмный объём работы Людмила Максимовна выполняла 6 лет одна, пока в отдел не добавили ставку. Её помощницей до 1973 стала Нина Степановна Уткина, а после неё – Екатерина Павловна Широбокова.

Каждую пятницу все сотрудники, кроме дежурных, выезжали в район, отрабатывали все населённые пункты поочерёдно. Вместе с руководителями, учителями составляли списки проверяемых, вызывали на административную комиссию нарушителей порядка, прорабатывали тех, кто плохо учился, разбирали семьи дебоширов. Чувство долга у офицеров всегда было на первом месте, все знали и уважали свою работу, никогда не было такого, чтобы кто-то отказывался ехать в район, сославшись на проблемы в семье, обстоятельства и т.д.

За 51 год работы менялось очень многое. Приходили и уходили начальники, но память о многих из них сохранилась навсегда. Это Анатолий Иванович Довбыш, Владимир Михайлович Солоха, Юрий Антонович Турченко, Геннадий Анатольевич Колобов, Владимир Павлинович Емельянов.

Как грамотный, порядочный руководитель, добрые воспоминания о себе оставил и Смоляренко Михаил Борисович, имевший подход к любому человеку. За одиннадцать лет службы он сумел сплотить коллектив, где каждый был «один за всех и все за одного». Несмотря на загруженность, находили время на внеслужебное общение – выезжали на природу, сенокос, дружили семьями. Такие мероприятия поднимали настроение и делали коллектив более сплочённым, что положительно сказывалось и на результатах работы. Запомнились и совместные выезды в совхозы.

Руководители уважали Людмилу Максимовну за настойчивость, принципиальность и колоссальную работоспособность. А сотрудники, особенно молодые, ценили в ней особую душевность, человечность, умение выслушать и всегда помочь добрым словом или делом.

В 2009 году ветеран ушла на заслуженный отдых. Когда она приехала за трудовой книжкой в Биробиджан, первый заместитель начальника областного УМВД Лисновский Леонид Иосифович в торжественной обстановке перед всем коллективом, вручая ей документ, сказал: «Как хорошо человек работал! Смотрите, какое личное дело: ни одной запятой, ни одной помарки. Вот настоящий пример служения профессии».

За долголетний и добросовестный труд майор запаса отмечена Золотым знаком МВД «Отличник милиции» (хранится в областном музее УМВД), Серебряным нагрудным знаком «Отличник милиции», медалями «За безупречную службу» трёх степеней, «Ветеран труда», юбилейными наградами. За период службы она поощрялась 54 раза многочисленными грамотами и благодарностями, неоднократно занимала первые места по результатам работы не только в районном отделе, но и в области, крае.

В 2020 году Людмила Максимовна Лебедева отметила свой юбилей. Говорят, что 80 лет – это возраст мудрости, почёта, уважения и славы. А мы желаем, чтобы он также был возрастом крепкого здоровья, бодрости, радости, благополучия и семейного душевного тепла.