Записки «доктора» электроники

Сфера услуг по ремонту компьютеров и прочей электроники ещё молода, но наверняка любой согласится, что она востребованы не менее, а, может быть, даже и более, чем услуги по пошиву одежды или по строительству. Область электроники сегодня развивается бурно, постоянно появляются новинки разных моделей. Конечно, они выходят из строя по разным причинам, имея свойство ломаться, биться, «глючить»… Поэтому, вполне естественно, появляются сервисные центры и прочие фирмы, большие и малые, ориентированные на ремонт этой техники. Как говорят сведущие люди, самыми популярными из них считаются те, где восстанавливают гаджеты. На них приходится большая часть клиентуры. Мастера, работающие в таких фирмах, могут рассказать немало о своей работе из личного опыта (Из скромности, не называя своего имени.)

Для многих претендентов весьма привлекательным обстоятельством здесь является то, что для ремонта техники Apple большого ума не требуется и обучение слишком долго не затягивается: всего лишь на какую-то пару недель, чтобы новоиспечённый дока освоился со своими обязанностями. Один из мастеров, уже имеющий немалый опыт работы замечает, что часто клиенты обращаются с проблемой замены экрана. И вроде бы здесь можно управиться быстро, ведь на всё требуется не более тридцати минут. Но… Не так просто найти не «криворукого» мастера, которому бы не надоедал большой поток клиентов (Многие по этой причине уходят, из желания создать собственное дело.) Так что тут есть определённые заморочки. В том числе проблема взаимопонимания с клиентами. Хотя на рынке недостатка с запчастями почти не бывает, однако их качество с каждым годом ухудшается. Приходится закупать детали лучшего качества, а это отражается на цене. Далеко не всякий отнесётся к этому с пониманием. Профессионал с опытом заметит, что в этой сфере, ко всему прочему, преобладает высокая и жёсткая конкуренция. Зато здесь научишься многому. Например, поймёшь, что такое «урытый насмерть» аппарат и что иной раз купить дешевле, чем отремонтировать, со временем утвердишься в мысли: «отремонтировать можно всё!», а также на себе изучишь технику безопасности, когда при пайке заодно прижжёшь и кожу. Но уж это, точно, поспособствует строгому соблюдению техники безопасности и приучит аккуратности и осмотрительности…

Есть ещё одно популярное сегодня направление – это ремонт телевизоров. Но и тут, как везде, имеются свои проблемы. И первая из них – наличие запчастей у поставщиков – оставляет желать лучшего. Средний срок поставки колеблется от нескольких дней до трёх, а то и больше месяцев, да и то бывают накладки. Дело в том, что производители штампуют новые модели телевизоров одну за другой, при этом принципиально не производят запчастей, для того, чтобы эти новые модели активно покупали (И здесь начинаешь узнавать типовые неисправности разных моделей и способы их устранения.) Свободную нишу заняли «левые» компании, выпускающие запчасти посредственного качества. Лучшим вариантом считаются детали с разборов, на которые существует отдельная очередь. И всё бы ничего, только мастера не так-то просто найти для работы в сервисе и не каждый на это согласится, хотя большого отличия в ремонте телефона и телевизора нет. Сложность в том, что у ТВ внушительных размеров экран. А с ним нужно обращаться осторожно. Был случай, когда один из специалистов «кокнул» его. Это так подействовало на него, что потом мастер наотрез отказывался ремонтировать телевизоры. Так что здесь нужен не только опыт, но ещё и бесстрашие. Бывает, что клиент устаёт ждать прибытия запчастей и убедить его подождать невозможно. Он уже настроился купить новый…

А был ещё случай, правда, тут «лечить» требовалось телефон. Мастер по телефону принял заказ на замену экрана за приличную сумму, без предоплаты. А клиент взял, да и не явился…

Вообще, строго говоря, ремонт электронной техники (разной) хлопотное дело. Например, прежде чем браться за него, приходится изучать новые модели, на что уходит много времени. (А это уже прямые убытки.) Иногда для нормального ремонта требуется дорогостоящее оборудование, которое не факт, что себя окупит. А бывает, мастер может убить времени на диагностику много, но так ничего и не найти. Как следствие, он ничего не заработал, остался недоволен, а сервис понёс убытки… Есть и другие сложные моменты. Хватает и юмора. Однажды позвонила женщина и чуть не плача попросила побыстрее приехать к её «тяжелобольному» компьютеру, в который пробрался вирус (прямо как у человека) и перевернул изображение «кверху ногами». У специалиста ещё оставалась работа, и он пообещал подъехать на два часа позже. А когда, наконец, добрался до нужного адреса, не смог сдержать смеха: сообразительная женщина, подставив под компьютер книги, перевернула его вверх тормашками и радостно сообщила: «А я уже приноровилась так работать!» Другой клиент привёз свой «комп» почистить. Мастер открыл его и обомлел: внутрь надуло сугроб пыли, там выросла паутина, унизанная короткими волосками. Попытку взяться за чистку «с порога» парень пресёк предостерегающим возгласом: «Не трогай! У меня всё по феншую. Если почистишь, то не будет дохода (он зарабатывал на «удалёнке»). Посмеялся ремонтник и ограничился лишь чисткой «операционки». О том, что для современного человека значит электроника, специалисты по её «оздоровлению» могут рассказать немало. У них на памяти – и слёзы в три ручья, проливаемые подростком, у которого восстановление ноутбука откладывается из-за дороговизны запчасти, и горькое сетование на необходимость ждать, и натуральный вопль отчаяния: «Сделайте, ради Бога!» «В такие моменты, – признаётся специалист, и в самом деле чувствуешь себя чуть ли не богом». И тут отпадает всякая необходимость в споре. «Востребован ли ремонт электроники как бытовая услуга?» «Конечно, да!» – утвердительно заверил сам мастер. И напоследок он посоветовал всем потенциальным клиентам пользоваться услугами авторитетных, хорошо зарекомендовавших себя фирм по ремонту электронной техники, чтобы не нарваться на мошенников и не оказаться их жертвой, поскольку и эта сфера не застрахована от подобных случаев.