Биомедицинский кластер: почему он так необходим ЕАО

Депутат Государственной Думы Александр Петров – о реализации в регионе уникального проекта

Новость о создании в Еврейской автономной области биомедицинского кластера в считаные часы облетела регион. Курирует этот высокотехнологичный и масштабный проект депутат Государственной Думы, член Комитета по охране здоровья Александр Петров. На вопросы о новом проекте Александр Петров ответил в интервью ИА ЕАОМedia.

– Решение о создании биомедицинского кластера в Еврейской автономной области принято на федеральном уровне. Почему площадкой стала именно Еврейская автономная область?

– Проект биомедицинского кластера готовился целый год. Программа импортозамещения в России достаточно крупная, задача её развития была поставлена Президентом. Мы изучали, какой импорт, куда поступает из КНР, что нам нужно заместить и какие площадки наиболее перспективные.

– Какие направления будут в нашем кластере?

– Главная задача кластера – создать научно-производственный комплекс, который заместит широкий спектр лекарственных препаратов и медицинских изделий. Поэтому в биомедицинский кластер в ЕАО войдут предприятия на первом этапе по органическому синтезу, медицинским изделиям из пластика (например, одноразовые шприц-ручки для инсулина), нетканые медицинские изделия, лечебное питание. На втором этапе – микробиология, биомедицинские клеточные продукты, научно-исследовательское отделение по таргетной терапии.

– Развитие биомедицинского кластера будет вестись на средства частных инвесторов?

– Именно. Это главное условие кластерного развития – государство задаёт вектор, даёт возможность бизнесу вложить средства для решения государственных задач и построить предприятия там, где они требуются. Кластер будет создаваться на средства частного капитала, что позволит не использовать федеральный бюджет.

– Сколько работников потребуется для выхода кластера на полную мощность?

– Мы посчитали, что для того, чтобы медкластер вышел на уровень безубыточности, необходимо около одной тысячи рабочих мест.

– То есть, в перспективе в ближайшее время в ЕАО нужно будет обучить по необходимым специальностям тысячу местных ребят. Это под силу местным вузам?

– Дальневосточные вузы имеют неплохую научную базу, но при подготовке кадров для кластера потребуется привлечь и дополнительные ресурсы. Поэтому мы ставим перед собой задачу не только обучить определённое количество специалистов, но и создать наставническую программу, чтобы кадровая работа была плановой и постоянной. Молодёжь, специалисты, которые хотят заниматься педагогической деятельностью и наукой, смогут жить и работать на Дальнем Востоке.

– Александр Петрович, не секрет, что состояние медицины в ЕАО – одна из самых больных тем и одна из причин оттока населения из региона. Создание биомедицинского кластера может послужить драйвером для развития этой сферы?

– Этот масштабный проект изменит ситуацию в здравоохранении именно потому, что он ориентирован не только на местное здравоохранение. Его задача – закрывать ряд проблем всего российского здравоохранения. Он станет точкой притяжения специалистов для производства за счёт создания высокотехнологичных рабочих мест, но это не всё. Региональная медицина будет клинической базой для исследований, а значит, будут и рабочие места для врачей, которые в перспективе могут приобрести дополнительные специализации в новых сферах. Проект кластера окажет мультипликативный эффект на все сферы жизни по всей территории ЕАО: производственную сферу, налоговые поступления, здравоохранение, социальное развитие.

– По вашим оценкам, в какие сроки удастся реализовать этот проект полностью?

– Я уже один раз прошёл путь по созданию биомедицинского кластера на Урале. У меня ушло на это 20 лет жизни. С учётом этого опыта твердо могу сказать: в ЕАО сделаем быстрее. Расчёты говорят – 10 лет. Есть интерес инвесторов, есть федеральная поддержка. В этом году я уже включился в программу финансирования ЕАО, удалось добиться дополнительных поступлений из федерального бюджета. Шаг за шагом будем лоббировать интересы области. Я приехал сюда жить и работать. Не скрою, есть чиновники, которые говорят: «Да, федеральные деньги пришли, но на Дальнем Востоке некому осваивать эти деньги». Но я вижу, что люди здесь хотят работать. Мы должны предоставить им эту возможность. Местная молодёжь станет основным ресурсом будущих кадров и, уверен, у нас всё получится.